Оказаться в казахском селе, погрузиться в местную культуру и познакомиться с традициями, увидеть историческую архитектуру и интерьеры можно не выезжая из России. В Володарском районе Астраханской области находится «Золотой обрыв» – колоритное село Алтынжар, которое образовалось еще в середине XIX века. До 60-х годов прошлого века Алтынжар был центральной усадьбой колхоза «Красный казах», а после 60-х село стало быстро расти и развиваться за счет переселенцев из менее крупных и отдаленных сел. Сегодня Алтынжар привлекает туристов за счет колоритного музейного комплекса, посвященного казахской культуре, мавзолея известного композитора, домбриста-виртуоза Курмангазы Сагырбайулы и этнографических программ – об этом и многом другом в репортаже «МИР 24».
Добраться до Алтынжара не сложно – всего полтора часа на машине из центра Астрахани. По дороге можно любоваться красотой местных пейзажей – зеленые деревья, камыш, многочисленные речушки и множество коров, развалившихся на солнечных лугах. Поздняя весна и ранняя осень – идеальное время, чтобы насладиться эстетикой астраханской природы.
Находится село в дельте Волги, на острове, образованном реками Бушма и Камардан. Сегодня здесь проживает всего тысяча человек, но все они бережно чтут традиции предков. По словам заведующей культурного центра Курмангазы Ании Макабаевой, в Алтынжаре побывали туристы не только из ближнего зарубежья, но и из Германии, Великобритании, Франции, США и даже Австралии.
«Наш музей является международным. Он был открыт совместно Россией и Казахстаном. Это не просто сельский музей. В течение десятилетий историки, археологи и лингвисты изучали местность, творчество Курмангазы, делали научные открытия. За это время наш комплекс посетили известные политические деятели: мэры, губернаторы, политики федерального и международного назначения. Мало кто из сельских музеев может этим похвастаться», – говорит Макабаева.
Известный казахский композитор Курмангазы Сагырбайулы родился в небогатой семье в 1818 году. По традиции и своему социальному статусу всю жизнь он должен был пасти скот, однако мать еще в детстве рассмотрела в мальчике талант к музыке. Курмангазы играл на домбре, слушал путешествующих кюйши и в 18 лет покинул родительский дом, чтобы стать бродячим музыкантом. Выбором сына был категорически не доволен отец, однако мать Курмангазы настояла, что сын достоин большего, чем просто пасти скот.
«Курмангазы долго путешествовал и не видел своих родителей. Первый раз он увидел мать спустя годы, когда его арестовали. Сделали это по политическим мотивам. Дело в том, что он был честным и прямолинейным человеком, в глаза говорил то, что думает. И, конечно, не всем это нравилось. А второй раз он увидел мать, когда она заболела, уже перед смертью», – поясняет Макабаева.
Уникальным является и тот факт, что композитор не владел музыкальной грамотой, не умел читать и писать, но его песни отличались выразительной мелодией, стройностью формы и элементами полифонического развития. Курмангазы обогатил казахскую музыку, введя в нее интонации русской крестьянской песни. Впоследствии многие произведения Курмангазы были переложены для симфонического оркестра, струнного квартета, трио и фортепиано. За десять лет до своей смерти Курмангазы поселился в селе Алтынжар. Здесь он стал уважаемым аксакалом – старейшиной и собрал вокруг себя талантливых приемников.
«Получил большое удовольствие, познакомившись с Курмангазы Сагырбаевым, первым артистом игры на балалайке, знаменитым по всей Букеевской орде. Это мужчина средних лет и роста, с добродушным и умным лицом, одет ни богато, ни бедно, в татарском вкусе. Он не долго заставил просить себя и снял со стены домбру. Это ковшеобразная балалайка, с длиннейшим узким грифом, с двумя струнами. Я был поражен его игрой. Я не ожидал, чтобы из такого беднейшего музыкального инструмента о двух струнах могло выйти что-нибудь похожее на музыку, но такова сила человеческих способностей – из домбры выходила чистейшая музыка. Я бы назвал его игру вольной песнью жаворонка или соловья, но это сравнение слишком узко. Словом, Сагырбаев – редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины», – так описывал композитора один из его современников казачий старшина Николай Савичев.
В музее собраны редкие экспонаты, вещи и памятные детали из жизни Крумангазы. Архитектура здания оформлена в традиционном казахском стиле – круглый купол, синий зеркальный потолок, ковры, традиционные праздничные и повседневные наряды. Часть музея посвящена быту кочевых казахов, обрядам рождения и смерти. Кроме того, в коллекции представлены экспонаты об истории Букеевского ханства и взаимодействии Республики Казахстан с Астраханской областью.
На территории культурного центра установлены юрты. В собранном виде большая юрта кажется весьма массивной, однако стоит ее разобрать и сразу видно, как мало места она занимает. В прошлом любая женщина собирала юрту всего за 40 минут. Неподалеку от юрты установлены традиционные казахские качели. Других развлечений у детей-кочевников не было, а напоминают они советские качели-лодочки.
Появился музей благодаря тому, что Курмангазы захоронили в Алтынжаре. В первоначальном виде его построили еще в 80-х годах прошлого века, тогда местные жители безвозмездно передали в коллекцию семейные реликвии: документы, фотографии, предметы быта и музыкальные инструменты – все, что окружает казаха в повседневной жизни. А в 2006 году построили новый музей, а помимо него – гостиничный комплекс для туристов и паломников и музыкальную школу домбристов. Путешественники могут посетить этнографические программы. Если заранее связаться с музеем, то можно стать свидетелем древних казахских обрядов, отведать традиционные блюда и послушать игру на домбре.
В десяти минутах от культурного центра на степных просторах стоит белый каменный мавзолей Курмангазы. Он появился на месте захоронения композитора. Стены внутри расписаны разноцветным орнаментом, а на потолке птицы свили гнезда. Теперь они поют свои песни в стенах последнего пристанища известного казахского композитора.