04.12.2019      465      0
 

Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с Богом

3 декабря православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников года – Введение во храм…


Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с Богом

3 декабря православная Церковь отмечает один из 12 главных (двунадесятых) праздников года – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В православной традиции всегда было очень трепетное, личностное отношение верующих к Богородице. Она всегда была и остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божьим, Божьим Жилищем. Еще бы, ведь в ней произошло воплощение Бога в Иисусе Христе!

Согласно протоевангелию Иакова, родители Девы Марии – святые Иоаким и Анна – долго были бездетными и очень хотели иметь ребенка. Супруги пообещали, что если у них родится малыш, то они посвятят его Богу. Господь услышал их молитвы, и на свет появилась девочка. В четырехлетнем возрасте ребенка отдали в храм. По преданию, юная Мария сама, без посторонней помощи, преодолела 15 больших ступеней. И по внушению свыше первосвященник Захария ввел ее в святая святых, куда имел право заходить только он сам, и то один раз в год.

Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с БогомИкона «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот»

Можно ли считать этот сюжет исторически достоверным, и каков главный смысл сегодняшнего  праздника, рассказал в интервью «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков.

– Георгий Серафимович, в нашей современной традиции трудно себе представить, чтобы родители своими руками отдали кому-то единственного ребенка. Почему же предание повествует об этом как об обычном деле?

О. Георгий Кочетков: Именно так в те ветхозаветные времена оправдывало семью и деторождение все общество. Великий смысл деторождения заключался именно в том, что нужно было родить такое дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью.  Это же мы видим, когда сама Дева Мария становится матерью Мессии-Христа. Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род, а не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. Сегодня человек обычно хочет продолжать в своих детях себя, что, конечно, совершенно языческое, эгоистическое представление о сути деторождения.

– Можно ли считать достоверным с исторической точки зрения сюжет о введении Девы Марии во Храм?

Г.К.: Сюжет этот взят из Протоевангелия Иакова, апокрифа II века, в котором рассказывается, как совсем юную девочку Мариам приводят во святое святых Иерусалимского Храма, куда один раз в год мог войти только первосвященник. Многие подвергают сомнению историчность столь нереального сюжета, но для церкви смысл праздника Введения от этого не умаляется. И даже напротив, в наше время он получает особенное звучание.

Чтобы понять смысл этого сюжета, который кому-то покажется фантастическим, нужно вспомнить, что для нас Богоматерь олицетворяет Церковь, то есть Божий народ. И вот новый народ Христов, начатком которого является Дева Мария, вводится во святое святых, где пребывала Шехина – этим термином обозначалась в иудаизме нетварная Божественная Слава, известная людям с ветхозаветных времен.

Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с БогомВладимирская икона Божией Матери. (XII век)

Бог хочет разделить жизнь со своим народом, который и олицетворяет образ юной Девы Марии! С ней он как бы вводит во Храм всех нас: и бывших до нас, и нынешних христиан, независимо от того, где они живут, кто они по своему положению или национальности, и тех, кто будет после нас на земле принадлежать народу Божьему.

– Юная Дева Мария была введена в Храм и там почувствовала себя на своем месте, как в доме родном. Почему сейчас люди утеряли эту способность?

Г.К: Мы сейчас живем на такой земле, где церковь Божья уже больше ста лет в поругании и запустении. И это касается не только разрушенных и заброшенных храмов, монастырей, которые нередко превращали в тюрьмы и концлагеря, места пыток и казней. Это поругание прежде всего человека – храма Бога Живого, носителя образа Божьего. Оказывается, что здания восстановить много легче, чем человека, и тем более – целый народ.

Но не можем же мы оставить церковь в запустении после всего происшедшего! Для христианина невозможно строить только свою личную жизнь, оставаясь равнодушным к тому, что разорен дом Божий – Божий народ, ведь каждый верующий – это живой камень в строении, которое Писание называет Церковью.

Мы должны думать, что нам делать сейчас, когда все так неблагополучно. Многие святые XX века, ставшие свидетелями разорения Русской церкви и народа, говорили, что механически восстановить это не получится, как не получится и просто вернуть то, что было. Поэтому когда сейчас пытаются вернуть церковь в том виде, в каком она была до 1917 года, то делают большую ошибку, вольно или невольно отвергая наследие святых новомучеников.

Когда в истории пытаются что-то возвращать, то получается только дурная стилизация. В Церкви же Господь «творит все новое», она всегда созидается. Дух Святой через верных своих продолжает творить церковь и сейчас, спустя две тысячи лет.

Некоторые думают, что на нашей земле все уже бесполезно. Разве так не рассуждают многие наши соотечественники? Нужно еще увидеть, насколько мы живые камни живого строения, которое воздвигает Бог. Нужно еще поверить в себя и в других людей как в тех, кто призван стать храмом Божьим, чтобы обратиться к ним. Если этого не произойдет, ничего не будет и Богом благословлено. Что бы мы ни делали для внешнего устроения своей благополучной жизни – все будет вкривь и вкось.

Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с БогомВведение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век)

– Как вы думаете, что же следует делать современным людям, чтобы находиться в сотворчестве с Богом, как им заново почувствовать себя введенными во Храм?

Г.К.: Сегодня, чтобы в церкви люди не чувствовали себя чужими ни друг другу, ни Богу, и были готовы вступать в живое общение, важно перестать механически копировать дореволюционное богослужение или пытаться вернуть прежний уклад – монастырский или приходской. Настало время прекратить искать опоры у политических и экономических внешних сил, надо научиться большей свободе и самостоятельности в духовной жизни, самим отвечать за церковь, а не смотреть на нее как на некую внешнюю институцию.

Надо начать, наконец, жить в церкви на свои средства, вкладывая в нее свои силы,  и не только ожидать помощи от Бога, но самим больше помогать Богу действовать в обезбоженном, а потому нередко и обесчеловеченном, мире. Каков Учитель, такими призваны быть и все Его ученики – живые камни новозаветного храма. Увидев церковь больше похожей на саму себя, услышав ее подлинный голос, люди вновь захотят быть введенными в нее как в свой родной дом.

Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с Богом
Введение во Храм, или Как быть в сотворчестве с БогомВведение во Храм, или Как быть в сотворчестве с БогомВведение во Храм, или Как быть в сотворчестве с БогомВведение во Храм, или Как быть в сотворчестве с Богом

Татьяна Рублева


Об авторе: admin

Ваш комментарий