Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось выступать перед публикой. Для того, чтобы правильно донести свою мысль и оставить нужные впечатления о себе, знать один лишь текст выступления недостаточно. На людей, которые умеют правильно и красиво говорить, управлять своим голосом и интонацией, всегда обращают большее внимание. Их приятно слушать, а смысл выступления кажется более понятным. С помощью голоса в себя можно даже влюблять! Именно это и удалось главной героине фильма «Про любоff» – Даше. Девушка приехала покорять Москву с редкой специальностью – преподавателя техники речи, а спустя некоторое время встретила бизнесмена Влада, который оказался совсем не сказочным принцем…
Смотрите мелодраму по роману Оксаны Робски «Про любоff» в пятницу, 12 февраля, в 21:40 на телеканале «МИР».
Оглавление
Говорим красиво: зачем и как?
Тренер по развитию голоса и речи Дарья Белоусова приводит статистику: оказывается, 99% людей не говорят своими природными голосами. Именно поэтому для начала следует разобраться, как вы звучите: если вы пищите, говорите слишком высоко, как «фея цветов», гнусавите, то такой голос не покажется «медом для ушей» окружающих.
Искаженное звучание возникает из-за мышечных зажимов. В процессе нашего развития мы испытываем много негативных, невысказанных эмоций, от этого возникают блоки в нижней челюсти, гортани, грудном отделе. Поэтому эти зажимы необходимо снять.
«Как говорили древние, голос – это озвученное дыхание. Поэтому невозможно заниматься голосом, если вы не практикуете брюшное дыхание: это когда вы задействуете живот и диафрагму, когда воздух проходит в глубины легких, а не остается на поверхности. Понятно, что голос не будет отвечать вашим потребностям и звучать свободно, если у вас зажато тело – шея, плечи. Весь ваш голосовой инструмент будет напряжен и не сможет нормально работать, быть гибким. Поэтому все упражнения по технике речи построены по одному простому принципу: мы освобождаем тело от физических зажимов, учимся дышать животом и только потом подключаем голос – освобождаем так называемую голосовую щель, чтобы он свободно выходил», – поясняет руководитель направления «Публичные выступления» Business Speech Федор Баландин.
Голос нужно использовать так, чтобы он был эффективен для конкретной коммуникативной задачи, говорит Федор Баландин. Например, если вы руководитель и хотите мотивировать своих сотрудников, ваш голос должен быть полон воодушевления. Если хотите, чтобы сотрудники или клиенты почувствовали в вас силу, почувствовали, что вам можно доверять, голос должен быть более мощным, более объемным. А порой вам необходимо, чтобы вас пожалели. Или чтобы аудитория опечалилась – это будет еще один вариант использования голоса.
«Люди часто говорят, что им нужно понизить голос. На самом деле, задача упражнений не понижать его, а сделать гибким. Чтобы где-то он становился более низким, брутальным, мощным, где-то – более мягким и чувственным или радостным и возвышенным. Какие бы упражнения вы ни делали, они должны быть направлены на расширение голосовых возможностей. Главное, что после них вы должны начать более осознанно использовать голос в разных ситуациях», – рассказывает Федор Баландин.
Как звучит поставленный голос?
Что же все-таки значит хорошо поставленный голос и дикция? Хорошо поставленный голос не звучит сжато и плоско. Говоря об этом, в первую очередь мы имеем в виду дыхание. Когда человек дышит правильно, с помощью диафрагмы – голос стоит на дыхательной опоре.
Основатель школы «INCREASE.SPACE» Александр Шаров подчеркивает важный момент: невозможно обладать поставленным и красивым голосом, имея проблемы с дыханием – одышек, сбивания ритма и заикания избежать не удастся. Поэтому очень часто психологи направляют своих клиентов к вокалистам. Если у человека не раскрыт голос, значит, есть зажимы как в связках, так и в грудине. Техники вокалистов – правильное дыхание, артикуляция – как раз помогают их побороть.
«Иногда можно наблюдать, как у спикера вздуваются жилы на шее. Это значит, что человек делает что-то неправильно. Поставленный голос – это свободная голосовая щель. При звучании поднимается небная занавеска, опускается корень языка. Например, когда вы зеваете, особенно с хорошим звуком, с выдохом, это и есть поставленный голос, потому что в этот момент дыхание у вас идет снизу», – рассказывает Федор Баландин.
Именно поэтому, когда вокалисты и актеры занимаются голосом, они всегда делают огромное количество упражнений, связанных с зевком. Поставленный голос не дрожит, когда человек волнуется, он не зажат, он свободен. А самое главное – он звучит адекватно коммуникативной задаче.
Упражнения для красивого звучания: почему скороговорки не помогут?
Возвращаемся к зеванию. Дарья Белоусова называет это самым прекрасным упражнением, которое способно помочь звучать лучше: зевайте открыто, потянитесь всем телом в момент зевания со звуком «ааа». Делайте это в течение дня 20-30 раз, и ваш голос будет постепенно освобождаться.
Прежде чем начать работать над дикцией, стоит разработать свой артикуляционный аппарат. В него входят: губы, зубы, кончик языка, корень языка, мягкое небо и твердое небо. Существует несколько упражнений:
- Сделайте губы трубочкой, затем растяните в улыбку. Повторите 15 раз.
- Поднимите верхнюю губу вверх, покажите верхние резцы, опустите губу. Повторите 15 раз.
- Сделайте губы трубочкой и начните вращать губами в одну сторону, как будто вы рисуете букву «о» восемь раз. Затем в другую сторону также восемь раз.
- Поработать нужно и с языком. Сделайте несколько раз двойные уколы языком в одну щеку и в другую. Язык должен быть напряженным. А теперь приступите к вращательным движения языком вокруг десен. В одну сторону десять раз и в другую.
«Как только ваш речевой аппарат будет готов, можно приступать к дикции. Многие утверждают, что скороговорки очень помогают в развитии дикции. Это неверно. От быстрого произношения слов нет никакого смысла. Произносить их нужно четко и медленно. Поэтому возьмите любые чистоговорки. Установите между зубами пробку от вина и начните медленно проговаривать слова. Это прекрасное упражнение, чтобы развить свою дикцию», – советует Дарья Белоусова.
Кроме того, по словам Федора Баландина, в дикции необходимо, чтобы работала челюсть. Если рот не будет открываться, вас не поймут. Возникнет ощущение, будто вы говорите с закрытым ртом. Психотерапевты говорят, что зажатые челюсть и губы – это наши невысказанные эмоции, сдержанные обиды. Они дают невербальный, подсознательный сигнал нашему собеседнику, и тогда он думает: «Человек зажат: то ли нервничает, то ли что-то скрывает – в общем, непонятно, как с ним общаться».
«Я регулярно тренировался во время езды в автомобиле – придумывал тему и сам себе делал на нее доклад. Задача – не останавливаться, не повторяться, не терять нить повествования, смысловая нагрузка сказанного должна соответствовать тематике. В том числе это очень хорошо помогает развивать словарный запас. Поставленного голоса недостаточно, если лексикон скуден – никакого эффекта на собеседника речь не произведет», – делится Александр Шаров.
В вопросе речи и голоса есть немало трюков, например, монотонная речь «усыпляет» человека, что помогает ослабить его внимание. Если же стоит задача взбодрить собеседника, то нужно ярко выражать эмоциональные акценты, голос словно становится похож на кардиограмму, говорит Александр Шаров. Это нужно тренировать. Например: берется одно предложение, раскладывается на разные акценты и несколько десятков раз с каждым из них проговаривается. Это действительно ответственная работа, настоящий тренинг.
Александр Шаров отмечает, что всегда нужно помнить, что голос – это инструмент, который работает только в гармонии с другими. Прекрасный прием при подготовке выступления – записать его репетицию на видео. И обратить внимание не только на то, что и как вы говорите, но и как вы выглядите – на ваше положение, жестикуляцию, осанку, позу. И вы увидите, насколько ваша речь и посыл соответствуют общей картинке.
Ошибки, которые мы чаще всего допускаем в нашей речи
Дарья Белоусова рассказывает, что чаще всего люди говорят искаженным голосом и не хотят понимать, что над ним надо работать. Чем голос звучит ниже, тем лучше. Не важно, мужчина вы или женщина.
Федор Баландин выделяет несколько основных речевых ошибок:
- Пренебрежительное говорение. Это когда человек «съедает» половину слова. Обычно люди съедают окончания. Они как бы уходят в песок. Вам бросают фразу, но она до вас словно не долетает. Такое пренебрежение хорошо слышно, а мы не любим, когда с нами так разговаривают. Мы хотим, чтобы нам уделяли внимание, давали свою энергию. Поэтому выговаривание всех звуков – это очень важный момент.
- Отсутствие правильного дыхания. В жизни это не так страшно: люди тихо разговаривают друг с другом один на один. Но если мы говорим о презентации, даже когда перед вами всего семь-восемь человек, или вы приезжаете к клиенту и презентуете свою идею, глубокое речевое дыхание очень важно. У людей, дышащих верхней частью легких, грудь ходит ходуном, поднимаются плечи. Это самое опасное дыхание – быстрое и прерывистое. Так вы сами загоняете себя в стресс.
- Работа нижней челюсти. Мы все время в стрессе, дедлайнах, напряжении. Мы привыкли к тому, что сжимаем зубы, когда решаем какую-то рабочую задачу. Это приводит к серьезным проблемам в речи. Если челюсть зажата, звуки свободно вылетать не могут. Таким образом вы сдерживаете свои эмоции, а это действует на голову, и вы не можете вести себя уверенно.
Главная ошибка, которая влечет за собой все остальные: люди часто не понимают, зачем они выступают и перед кем. Возникает ощущение, что они разговаривают сами с собой. Когда вы понимаете, кто перед вами, как вы хотите воздействовать на аудиторию, какова ваша цель и какой реакции вы ждете, ваша речь, жесты, взгляд – все вместе выглядит убедительно.
Мария Приходько