В историческом центре Санкт-Петербурга есть поистине знаковое здание. На целый квартал от Невского до площади Искусств раскинулся величественный 180-метровый фасад Гранд Отеля Европа. Это первая в России гостиница класса люкс, которая и в наше время остается самой великолепной в городе. Очарование императорской роскоши соединяется в ней с новейшими технологическими решениями и безукоризненным сервисом.
Оглавление
Коллективное произведение гениальных зодчих
Больше века Гранд Отель привлекает к себе представителей светского общества. При входе гостей встречают статуи Вакха и вaкханки, держащие в руках чаши – символ гостеприимства и радушия. Все внутреннее пространство отеля похоже на царский дворец. Мраморные полы, высокие лепные потолки, бронзовые украшения и великолепные витражи, подлинники живописи и антикварная мебель поражают воображение. Общественные пространства отеля – залы, холлы, галереи и лестницы – украшены изысканными произведениями искусства: статуэтками, художественными полотнами и драгоценным декором. Чего стоят одни только каминные часы из золоченой бронзы, изготовленные в мастерской Феликса Шопена во второй половины XIX века! Каждый час они наполняют пространство мелодичным боем. А на амуров, спрятавшихся в глубине бронзовых завитков, можно любоваться бесконечно!
Сегодня здание и интерьеры отеля внесены в список культурного наследия. Множество архитекторов в разные эпохи трудились над его обликом. Гранд Отель начинал строиться при участии знаменитого архитектора Карла Росси, а перестраивал его не менее известный Федор Лидваль. Именно эти два зодчих во многом определили облик исторического центра Санкт-Петербурга. Пышный фасад отеля, украшенный атлантами и кариатидами, оформлен в 1873-1874 году архитектором швейцарского происхождения Людвигом Фонтана в стиле эклектики.
Когда в 1875 году Гранд Отель Европа открылся, то потряс воображение петербуржцев! Писатель Федор Достоевский не без юмора отмечал невиданный размах строительства. «Вот архитектура современной, огромной гостиницы – это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие, – писал он. – Тотчас же видно, что и мы вдруг очутились деловыми людьми». Гостиница была снабжена лучшими инженерными решениями того времени. В том числе оборудована двумя лифтами – невиданное достижение технического прогресса! Один поднимал на все этажи людей и багаж, а другой служил «для доставки из ресторана кушаний».
В начале XX века главная лестница, интерьеры холла и ресторана были перестроены в стиле модерн, благодаря чему появились характерные для этого стиля широкие арки и внутреннее пространство стало выглядеть еще величественнее.
Гранд Отель Европа – это место, где история становится драгоценной оправой к современному комфорту и удобствам. За великолепием интерьеров скрываются самые современные инженерные решения, включая передовое управление системами жизнеобеспечения, современные системы безопасности и контроля доступа, высокоскоростной интернет и интерактивные решения для гостей отеля по управлению микроклиматом их номеров. Например, гости могут настроить несколько сценариев освещения и климата и установить время их активации «под себя».
Апартаменты в духе русского авангарда
В отеле 266 изысканно оформленных номеров, в которых использованы самые новейшие технологии. Так, в президентском крыле отеля расположены самые большие в городе апартаменты «Империал», а также шесть ультрасовременных люкс-апартаментов, выполненных в духе русского авангарда.
Апартаменты названы именами художников Малевича, Кандинского, Архипенко, Родченко и Лисицкого. А интерьеры посвящены творчеству этих великих мастеров русского авангарда – художественного направления, сделавшего Россию лидером мирового искусства в начале ХХ века. В стилизации интерьеров читается рука великих мастеров, словно они сами стали соавторами их дизайна.
Каждый из номеров состоит из гостиной с обеденным столом на компанию от 4 до 10 персон, просторной спальни, большой ванной комнаты, гостевой ванной, холла. Мини-кухни номеров оборудованы барами, чайным и кофейным сетами.
Геометрический рисунок шерстяных ковров в этих номерах перекликается с абстрактными сюжетами живописи, подобранной в соответствии с характерным стилем каждого из знаменитых художников. Неповторимый уют придает апартаментам обилие мягкой мебели – это и кушетки с валиками, и угловые диваны со множеством подушек, и глубокие кресла с пуфами. Для дам в каждом из люксов есть будуар с гардеробной, зеркалом «в пол» и изящным туалетным столиком. Все апартаменты оборудованы системой «Умный дом», что делает их передовыми и прогрессивными, как сам стиль авангард.
Люкс «Малевич » назван в честь знаменитого русского художника, основателя стиля супрематизм и пионера в искусстве кубического абстракционизма. Дизайн номера навеян геометрическими абстракциями и смелой цветовой гаммой художника.
Апартаменты «Кандинский» посвящены абстрактному искусству Василия Кандинского. Художник считал, что важно не то, что изображено на картине, а то, какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя. Он вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах. Дизайн апартаментов Кандинского выполнен в ярких цветах и теплых коричневых тонах, присущих его работам.
Чувственные линии и теплые тона, использованные в дизайне президентского люкса «Архипенко», перекликаются с работами основоположника кубизма в скульптуре Александра Архипенко. Внутри апартаментов гостей ждет гостиная с обеденным столом на четырех человек, а также собственная мини-кухня и кабинет.
Для апартаментов «Лисицкий» дизайнер выбрал цвета, характерные для плакатной живописи этого авангардного художника. Благородные тона лепестков чайной розы и все оттенки бежевого сочетаются с деталями интерьера в черном и сочном красном цвете, причем красный – того самого густого теплого оттенка, что так любил Лазарь Лисицкий. Крупный ассиметричный рисунок ковра в гостиной наверняка впечатлил бы художника.
Люкс-апартаменты «Империал» занимают 350 квадратных метров. Это целый дворец во дворце! Планировка щедрая и роскошная: с рабочим кабинетом, библиотекой, тренажерным залом, сауной, двумя спальнями. Плюс просторная гостиная, столовая на десять персон. А еще лаунж-бар с видами на уходящую вдаль Невскую перспективу и музыкальный зал с антикварным роялем. Особую пикантность декору люкс-апартаментов придают детали в стиле шинуазри – с использованием мотивов средневекового китайского искусства. Есть и помещения для свиты, и современная кухня, оборудованная по последней моде.
От Иоганна Штрауса до Монсеррат Кабалье: знаменитые постояльцы отеля
Вот уже более 140 лет Гранд Отель Европа играет важнейшую роль в жизни Санкт-Петербурга. Эти стены помнят весь цвет императорской России! В разные времена тут останавливались члены королевских семей, аристократы, политики и звезды. Император Николай II принимал в гранд-отеле принца Сиама. Здесь бывали композиторы Петр Ильич Чайковский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Клод Дебюсси и Иоганн Штраус. В разное время здесь гостили литераторы и художники Иван Тургенев, Иван Айвазовский, Владимир Маяковский, Максим Горький, Всеволод Мейерхольд, Бернард Шоу и Герберт Уэллс, а позже тут целый год жили Вертинский и Галич.
В ресторане на крыше отеля бывала не только аристократия, но и все поэты, писатели, художники и музыканты – более светского места в городе просто не было! Александр Блок написал однажды: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы. Вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем».
В наши дни гостями отеля были члены королевских семей Великобритании, Дании, Норвегии и Голландии, а также потомки семьи Романовых. Тут останавливались известные политики: Билл Клинтон, Жак Ширак, Гельмут Коль, Михаил Горбачев.
А еще здесь жили многие артисты и музыканты. Лестницы отеля помнят невесомую походку Анны Павловой, а зеркала отражали Фаину Раневскую и Галину Вишневскую, которая жила в апартаментах отеля вместе со своим мужем Мстиславом Ростроповичем. Здесь гостили Клаудио Аббадо, Монсеррат Кабалье, Хулио Иглесиас, Джейн Фонда, Шерон Стоун, Уитни Хьюстон, Майкл Дуглас и Кэтрин Зета Джонс. А Элтон Джон в 1979 году дал в этих стенах свой знаменитый импровизированный концерт.
«Я запомню это на всю жизнь!»: ресторан как произведение искусства
Самым красивым местом в отеле по праву может считаться зал ресторана «Европа», оформленный в 1905 году архитектором Карлом Маккензеном. Это настоящее произведением искусства в стиле ар-нуво!
Свет в величественный зал льется сквозь крышу, в которую встроено мозаичное панно, выполненное по эскизу знаменитого художника-витражиста Карла Бренцена. А одну из стен декорирует огромный витраж «Аполлон на колеснице» работы художника Леонтия Бенуа: сияющая колесница, запряженная четверкой лошадей, в окружении расходящихся солнечных лучей и светящихся облаков мчит ликующего бога света и повелителя солнца.
Над главным залом ресторана расположены балконы, с которых открывается изумительный вид. А для желающих уединиться есть пять отдельных кабинетов, в которых роскошь соседствует с особым уютом.
Подлинные произведения искусства, датированные концом XIX – началом XX века, как магический кристалл, переносят посетителей ресторана в эпоху, наполненную голосами великих гостей, шуршанием шелков и блеском бриллиантов.
Визитной карточкой ресторана стали воскресные джаз-бранчи с меню из 80 блюд и игристым вином. Эти воскресные обеды уже целых 30 лет знамениты на весь Петербург! Новшеством сезона стали тематические бранчи, которые знакомят гостей с блюдами паназиатской и средиземноморской кухни.
Гостями бранча в Гранд Отеле Европа были Пласидо Доминго, Елена Образцова, Алла Пугачева, принцесса Майкл Кентская Мария Кристина, кронпринцесса Мэри Датская, Демис Руссос, Леонид Броневой, а также несколько поколений петербуржцев, которые приходят на бранч целыми семьями.
Фото предоставлены пресс-службой Гранд Отеля Европа