6 июня Православная церковь отмечает Троицкую родительскую субботу. В церковном календаре есть всего два особых дня, когда вся Православная церковь единодушно поминает всех усопших православных христиан. Оба они носят название Вселенских родительских суббот и оба предшествуют началу крупных постов. Первая – так называемая Мясопустная Вселенская родительская суббота, которая отмечается за две недели до начала Великого Поста. Вторая – так называемая Троицкая родительская суббота, отмечаемая накануне праздника Троицы перед началом Апостольского поста. Троицкая суббота в этом году выпадает на 6 июня, и наверняка многие захотят так или иначе помянуть прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек и других родственников, а с ними и всех усопших православных христиан. Но сделать это хорошо бы не как угодно, а соблюдая хотя бы основные правила родительских суббот.
Оглавление
Вспомнить всех, умерших с верою
Почему же именно суббота накануне праздника Троицы стала временем особого поминовения всех православных христиан? Согласно церковной традиции, в пятидесятый день после воскрешения Христа на его учеников сошел Святой Дух, завершив тем самым строительство церкви, призванной к спасению человека. Но поскольку оно обещано было Иисусом не только живым, но и мертвым (кстати, именно поэтому церковь называет их не «умершими», а «усопшими», то есть способными проснуться по зову Божьему), накануне праздника Троицы стали молиться за тех, кто уже не может сделать этого сам, то есть за всех оставивших этот мир.
Православная церковь возводит традицию всеобщего поминовения усопших к апостольским временам, когда «Божественные отцы приняли ее от священных апостолов». «Все помолимся Христу, в сей день совершая память от века мертвых, да от вечного огня избавит их, усопших в вере и надежде жизни вечной» – такие слова содержат в себе песнопения канона, звучащего в храмах в этот день. Конечно, обычные люди в Троицкую субботу поминают прежде всего своих родителей и родственников, отчего она, собственно, и носит название «родительской», то есть связанной с родом. Но по сути вспоминать в молитвах и просить о прощении грехов в этот день стоит для всех усопших православных христиан. Некоторые священники особо советуют помолиться о воинах-защитниках России, отдавших свои жизни за ее свободу и независимость, другие просят не забывать обо всех погибших в годы репрессий. А вообще в словах канонов, которые звучат на Троицкую субботу, звучат слова обо всех «умерших с верою», в том числе и о тех, чьи места упокоения остались никому не ведомыми.
Кстати, именно поэтому в Троицкую родительскую субботу гораздо важнее прийти не на кладбище, а в храм, или помолиться дома. Это, как говорят священники, гораздо важнее для наших усопших родственников, и конечно же, гораздо важнее для тех, кто так и не обрел места своего последнего упокоения или покоится вдалеке от нас. Традиция праздновать на могилах родственников восходит к языческим временам, к так называемым поминальным тризнам. Но родительская суббота – праздник совсем не языческий, и потому отмечается он прежде всего в храме. Ну или с учетом режима самоизоляции можно послушать трансляцию поминальной службы и помолиться об усопших дома.
Впрочем, и отказываться от посещения кладбища тоже не обязательно. Но идти туда стоит не вместо молитвы, а после нее. И не с едой-питьем, а с вениками и тряпками, чтобы привести родные могилы в порядок, чтобы еще и таким образом, а не только молитвами, помянуть своих усопших. Любопытно, что в народном сознании и это действие получило неожиданную связь с дохристианскими русскими традициями. В любом случае для каждого из нас уход за родительскими могилами – такая же важная возможность проявить свою любовь к ушедшим от нас, как и искренняя молитва об их упокоении и прощении им грехов.
А просить об этом прощении на Троицкую субботу самое время. «В эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы, – говорил в одной из своих проповедей на Вселенскую родительскую субботу архимандрита Кирилла (Павлов). – Но нет человека, который бы пожил и не согрешил, поэтому смерть застает нас должниками пред Богом. А между тем человек может творить добрые дела в земной жизни, за гробом же он уже ничего сделать не может, чтобы улучшить свое положение, и его ожидает или помилование, или осуждение. Поэтому, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, мы молимся о прощении грехов в вере скончавшихся».
Что можно и чего нельзя на Троицкую субботу
Службы, связанные с Троицкой субботой, начинаются вечером в пятницу с великой панихиды, в субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, где происходит главное поминовение усопших православных, а после нее – общую панихиду. Пятничная панихида Троицкой родительской называется по-гречески «парастасис». Это слово имеет два значения: первое – «стояние возле», второе – «ходатайство»: верующие во время этой панихиды как бы стоят возле своих усопших и ходатайствуют за них. Не случайно пришедшим в Троицкую родительскую субботу в храм эта служба, по их собственным признаниям, приносит удивительное ощущение, что бок о бок с ними встают те, о ком и возносятся молитвы.
«Когда мы молимся об усопших на Литургии, мы молимся не столько о них, сколько вместе с ними, – говорит священник Сергий Круглов. – Оттого в Троицкую родительскую субботу ощущение того, что мы с нашими усопшими стоим локоть к локтю. Но вместе с тем нам не тесно, мы – в свете и просторе Субботы, утра Воскресения. Потому что не мы перешли в «загробный мир», и не усопшие проникли назад в нашу земную юдоль – мы вместе с ними вступаем в пространство жизни вечной».
Во время парастасиса священники и советуют подавать записки об упокоении с именами усопших близких и вообще всех, чья посмертная судьба небезразлична молящемуся. Но стоит помнить, что имена некрещеных в них включать нельзя: за таких людей можно молиться дома самому.
Еще одна традиция Троицкой родительской субботы – приношение в храм «на канон», или «на канун», постных продуктов на общий стол, за которым после службы прихожане будут поминать усопших. По словам священников, такая поминальная трапеза не противоречит церковным нормам в отличие от кладбищенского застолья, языческого по сути своей. Но если все-таки довелось приехать к родным могилам, чтобы помянуть ушедших родных там, стоит по крайней мере соблюсти несколько несложных правил, чтобы сохранить православную суть обряда.
Прежде всего, не надо креститься на фотографии, монументы или памятники, если только на них не изображены православные кресты. Нельзя оставлять на могиле рюмку с водкой, хлеб и вообще любое угощение, поскольку это языческий, а не христианский обычай, не надо употреблять возле могил алкоголь. И вообще, поминальную трапезу по своим умершим родным и близким лучше организовать дома, после посещения кладбища.
А вот что стоит сделать на Троицкую субботу, так это побеспокоиться о тех, кто еще не преступил порог между жизнью и смертью и нуждается в помощи. Многие верующие считают своей обязанностью в этот день непременно сделать какие-то пожертвования: от простой милостыни до перевода на благотворительные нужды.
И все же самое важное в Троицкую субботу – это искренняя молитва обо всех усопших православных христианах. «Поминать – значит не просто напрягать память, это значит обращаться к Богу, – говорит теолог, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский. – Ведь своих любимых мы и так обычно помним, это свойство памяти. Но молитвенная память – это то, что преодолевает грань между жизнью и смертью. Человек в молитве восходит туда, где есть только Жизнь. Поэтому в этот день нужно помолиться, в храме или дома, за тех, кто уже ушел, но мы верим, что в памяти и любви Божьей они живы».
Татьяна Рублева