Встречают по одежке. Эта старая мудрость в наши дни почти утратила свою актуальность. Всем хорошо известно, что настоящие миллиардеры дорогим маркам одежды предпочитают поношенные джинсы и растянутые футболки. А ведь когда-то крой, ткани, вышивка могли действительно многое рассказать о человеке, в том числе и то, откуда он родом.
Например, север славился мехами, восток шелками, а вот степь Центральной Азии, где правили кочевые племена, отличалась одеждой комфортной для кочевья. Считается, что именно кочевники, приручившие лошадь, стали первыми носить штаны из кожи и делать обувь с каблуком – чтобы в стремени было удобно держаться. Неотъемлемой же частью женского костюма был головной убор из белой ткани, намотанной вокруг головы и своим величественным видом чем-то напоминающий корону. В Кыргызстане его называют «элечек». Носили его только замужние женщины.
Элечек носили только замужние женщины.
Похожий на элечек головной убор есть и у казахов, а также у некоторых народов в странах Африки. Когда впервые стали повязывать белую ткань вокруг головы? Доподлинно неизвестно. Есть версия, что эта традиция пришла вместе с исламом. Однако некоторые ученые полагают, что корни элечека гораздо глубже.
Интересно, что каждый регион Кыргызстана отличается своими традициями и способами повязать элечек.
«Национальные костюмы северных кыргызов значительно отличаются от южных, – комментирует дизайнер Чынара Багышбекова. – На юге элечек более массивный, потому что там жарко и с его помощью женщины прикрывали лицо. В элечеке бывает до 20 метров ткани. Раньше, во время кочевки, женщины, когда рожали, использовали этот материал под пеленки для новорожденных. А когда человек умирал, элечек разматывали на саван».
Элечеки, которые носили на севере Кыргызстана, отличаются от тех, что носили на юге.
То есть получается, что для кочевого народа элечек был не просто украшением для женщин, но и стратегическим запасом чистой ткани, которая в случае необходимости всегда была под рукой. Кочевники – люди, которые несли свой мир с собой. Именно поэтому от кочевой культуры – в отличие от оседлой – мало что осталось для подробных археологических исследований и научных трудов. Мигрирующие племена практически не оставляли следов своего пребывания: все их хозяйство, включая жилье, то есть юрты, было натуральным и потому быстро растворялось в земле. В общем жили очень экологично.
Пожалуй, то немногое, что сохранилось до наших дней, это как раз одежда, вышивка, в которой были скрыты и обереги от злых сил, и пожелания на удачу. В общем целый национальный код. Для многих кыргызов по-прежнему актуален кочевой образ жизни. Но элечеков женщины на джайлоо уже не носят. Эта часть национальной одежды – уходящая натура, которую пытаются сохранить. С помощью международных этнофестивалей, вроде «Игры кочевников» или этнотуризма. В последние годы в Кыргызстане стали особенно популярны джайлоо-туры, во время которых иностранцы могут увидеть быт кочевников без прикрас, и даже пожить этой жизнью. И так же, как иностранцы лишь примеряют на себя кочевую жизнь, так и кыргызские женщины только по большим праздникам или в рамках этнопрограмм надевают элечеки.
«Иногда мы выбираем джайлоо и едем туда на неделю. Живем там по старинным обычаям. Носим национальную одежду. Мы это делаем, чтобы самим все это ощутить», – говорит Айдай Асангулова, дизайнер и руководитель общественного фонда «Кийиз Дүйно».
Вместе с этнографами и художниками в 2013 году дизайнер Айдан Асангулова отправилась в экспедицию по регионам Кыргызстана. Их цель была найти и зафиксировать все виды элечеков, которые еще сохранились на территории республики. Отдельный интерес для исследователей представляли кыргызские бабушки, которые могли что-то рассказать о забытых ныне элечеках, отличающихся формой и способом обмотки, которые повязывали их матери и свекрови. И если до экспедиции были известны 13 разновидностей этого национального убора, то после исследователям удалось добавить к ним еще пять.
«Мы хотим, чтобы люди знали, сколько видов элечека существует, – говорит дизайнер Айдай Асангулова, руководитель общественного фонда «Кийиз Дүйно». – В наших легендах, в нашем фольклоре говорится, что было 40 племен, а значит, должно быть 40 видов элечека».
Получается, что из 40 сегодня известно чуть меньше половины!
Для жителей Центральной Азии цифра 40 – сакральная. Впрочем, как и сам процесс создания элечека. Все имеет значение и смысл: откуда начать заматывать и где закончится ткань. Была примета, что если первый элечек невесты наматывается легко, то и ее замужняя жизнь будет гладкой и счастливой.
Чтобы понять и испытать на себе, что же такое элечек, я попросила дизайнера и исследователя Айдан Асангулову повязать мне этот головной убор, а заодно расспросила ее о нем поподробнее.
Корр.: У ткани, из которой собирается элечек, есть какая-то стандартная длина?
Айдан: Каких-то определенных стандартов нет. Те женщины, которые были бедными и не имели много ткани, старались хоть немного, хотя бы пять метров повязать. А так, каких-то строгих правил нет. Кто сколько может. Важно, чтобы ткань была обязательно хлопчатобумажной. Тогда головной убор не будет тяжелым и его легко будет носить.
Корр.: Элечек должен быть белым? Или допускаются другие цвета?
Айдан: Он должен быть исключительно белого цвета. Те, кто сейчас наматывают из цветных тканей и с узорами – это уже нововведение, задумка дизайнера или просто делают по незнанию. На самом деле элечек всегда был белым. Потому что белый для кыргызов, для кочевников – священный цвет. Белый колпак (прим. ред. – кыргызский мужской головной убор), наша юрта, наш элечек.
Корр.: А правда ли, что элечек – это саван, который женщины носят на голове?
Айдан: Да. Это так. Но все-таки я думаю, что в первую очередь элечек – это символ материнства. Любой живой человек всегда думает о хорошей стороне. Муж моей знакомой родился во время кочевки на перевале. Оказалось, что пеленать его нечем. Так бабушки сняли свои элечеки и размотали их на пеленки для ребенка.
Чем богаче была женщина, тем больше в ее элечеке было ткани.
Элечек – убор сложносочиненный. Состоит как минимум из трех частей. Сначала на голову надевают шапочку, поверх нее небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею, а потом уже слой за слоем накручивают чалму. В итоге шея и уши закрыты слоями ткани. Такие элечеки носили жительницы северных районов.
Корр.: Слышно стало хуже. Все звуки приглушенные.
Айдан: Видимо, это хорошо, чтобы некоторые слова вообще не слышать. Я буду сейчас туго тянуть. У этого вида элечека передняя часть, слои должны быть очень мелкие. А сзади наоборот, покрупнее. Чем больше ткани, тем элечек выглядит объемнее и богаче.
Дизайнер Айдан Асангулова за созданием элечека для корреспондента.
Конечно, элечек наматывали не каждый день. Слишком сложная и кропотливая это работа. Распускали только в случае крайней необходимости.
Корр.: А самостоятельно женщина может намотать элечек?
Айдан: Самые лучшие мастерицы могут. Наши бабушки могли. Если честно, я сама себе не пробовала. Но можно, если элечек похож на чалму. А когда нужны четкие и частые слои, то тут уже без посторонней помощи не обойтись. На старых фотографиях можно увидеть, какие раньше элечеки были шикарные, объемные. Женщины до конца своей жизни их носили. Большинство из них были долгожителями. И был такой обычай. Например, бабушке уже 95, она уходит из жизни. Элечек разматывали на саван, а какую-то часть этой ткани она отрезала и раздавала своим родным, чтобы они тоже жили долго. У нас говорят «урым».
Раньше женщины носили элечеки со дня замужества и до конца жизни.
На создание элечека, если за дело берется мастер, уходит около 30 минут. В итоге у меня на голове оказалось около 12 метров ткани. И тут мастерство женщины, повязавшей элечек, неоценимо. Если плохо затянет ткань – элечек расползется, если слишком туго – головные боли и мигрени обеспечены. А в целом, когда на голове элечек, есть ощущение, что это корона, которая обязывает вести себя соответствующим образом и держать осанку. Есть в этом головном уборе нечто такое, что преображает женщину, делая ее величественнее и красивее.
«После того, как завершают наматывать элечек, женщине желают, чтобы он никогда не снимался, – говорит дизайнер Айдан Асангулова. – То есть, чтобы она была жива и здорова, и продолжала носить свой белый элечек. Это самые сокровенные и самые важные слова».
Елена Туманова