21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник всегда был одним из самых любимых в народе, ведь в традиции православной церкви очень трепетное отношение в Деве Марии. Ее любят, к ней обращаются с молитвами, как к заступнице, ею восхищаются и ей сочувствуют, помня о трагичности ее судьбы.
«Образ Богородицы людям близок, потому что она была обычным человеком со всеми свойственными людям сложностями и противоречиями. Нам легче себя ассоциировать с ней, – говорит научный сотрудник Свято-Филаретовского православно-христианского института Сергей Бурлака. – Я замечал, что не только женщины, но и современные мужчины могут в чем-то отождествить себя с ней. Особенно когда видят ее смелость и желание послужить людям, своему народу – то есть качества, которые являются, скорее, мужскими».
Оглавление
Почему история Девы Марии имеет отношение к каждому?
По словам духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова, для верующих очень важно почувствовать цепочку, восходящую от человека к Богу. «Мы как бы тоже можем встроиться в эту иерархическую связь, в эту цепочку почитания Божьей Матери, а значит и Христа, и Бога Отца – говорит священник. – И мы понимаем, что не только можем, но и должны служить делу спасения мира, участвовать в деле Божьем, разделять труд и радость святых. Мы способны им подражать: их вере, их жизни».
По словам Сергея Бурлаки, каждый православный человек в глубине души догадывается, что история жизни и служения Богородицы имеет самое непосредственное отношение к нему лично.
«Мария была и обычным, но и очень необычным человеком, как и каждый из нас. Человек знает свою необычность и носит в сердце тоску по небесам, он тоже хочет услышать обращенный к себе призыв свыше, оказаться нужным Богу, понять свое призвание и исполнить его», – говорит Сергей Бурлак.
«Интуитивно каждый чувствует, что ему приготовлено свое предназначение, и важно не пропустить обращение Бога к тебе лично. И если человек, такой какой он есть – обремененный не только работой, заботами, но и какими-то тяжелыми зависимостями и страстями – вдруг что-то услышал свыше и соглашается это принять, то само это согласие, эта открытость – уже праздник, – объясняет Бурлак. – В традиции церкви это событие, когда человек вдруг самостоятельно по какой-то, не всегда понятной ему причине входит в церковь, обретает доверие к Богу, называют первым воцерковлением».
По словам Георгия Кочеткова, современным людям бывает очень трудно жить по-христиански. «Мы в каком-то смысле еще не совсем христиане, мы не совсем очнулись после того обморока, в котором оказалась церковь из-за беспрецедентных гонений, направленных на полное ее уничтожение. И это длилось слишком долго – три поколения, – говорит священник. Нам трудно еще и потому, что мы мало готовы к христианскому подвигу, то есть к тому, чтобы добровольно принять на себя свой крест – понять, какого подвига в жизни хочет от нас Бог и вступить на этот путь».
Рождество Богородицы, псковская икона XVI-XVII веков
«Вот юная девица Мария, будущая Богородица, была готова к крестоношению. И ее родители, как говорит предание, тоже оказались готовы послужить и Богу, и людям, когда это было нужно. Они были готовы, хотя жили еще в Ветхом Завете», – говорит Георгий Кочетков.
«У нас же сейчас больше свободы, больше любви, больше исторического опыта, в конце концов, – говорит Кочетков. – У нас есть помощь Христа, у нас есть дар Духа Святого».
Праздник Рождества Богородицы напоминает нам о соединении усилия Бога и человека, без которого на земле недостижимо все самое главное – вера, любовь и счастье, говорит священник.
По словам священника, сегодня мир приучает человека быть сосредоточенным на себе – на своем здоровье, проблемах, комплексах, страхах, и это мешает действию Божьему в нашей жизни и в жизни наших ближних, мешает тому, чтобы вдохновение всегда было в наших глазах, чтобы мы могли дарить его другим, делиться им. «Даже если у нас нет каких-то материальных средств, чтобы помочь нуждающемуся, просящему – можно помолиться за него, улыбнуться ему, сказать ему доброе слово. Это будет уже очень важно для того, чтобы действие Духа Святого началось в нас», – отмечает он.
Кем были родители Богородицы и как улицы Москвы сохранили память о них?
В праздник Рождества Девы Марии мы вспоминаем также и ее родителей, праведных Иоакима и Анну – дедушку и бабушку Иисуса Христа.
Согласно преданию, когда на свет появилась Дева Мария, это были уже немолодые супруги, которые много лет оставались бездетными. В те времена смыслом жизни каждого человека считалось деторождение, поэтому они очень горевали из-за своей бездетности. Наступил даже момент, когда Первосвященник отказался принять праздничную жертву праведного Иоакима со словами: «Ты не создал потомства Израилю». Этот упрек так больно ранил богобоязненного Иоакима, что он скрылся от людей в горах, где пастухи охраняли его стада. (Это кажется несущественной деталью, но все же интересно, что родители Девы Марии были весьма состоятельными людьми). Там-то, в горах Иоаким и услышал зов ангела, сказавшего: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться». И это обещание сбылось.
Сегодня в Иерусалиме, всего в 70 метрах друг от друга стоят православный монастырь святой Анны и католическая базилика святой Анны: и католики, и православные уверены, что родительский дом Богородицы стоял именно на том месте, где сейчас они возносят свои молитвы ей.
Интересно, что в Москве есть улицы, названные в честь родителей Пресвятой Богородицы, святых Иоакима и Анны. Это улицы Большая Якиманка и Малая Якиманка. Они получили свое название по имени придела Иоакима и Анны в Благовещенской церкви, которая была снесена в 1969 году. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда.