1 августа русская православная церковь празднует День памяти святого чудотворца, преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых святых русской церкви. В этот день в 1903 году состоялось обретение его мощей.
Имя преподобного Серафима Саровского стоит в первом ряду среди самых почитаемых русских святых. О том, чему учил старец современников и почему его уроки актуальны до сих пор, рассказал корреспонденту «МИР 24» теолог, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Кирилл Мозгов.
— Кирилл Анатольевич, почему святой Серафим Саровский так любим и почитаем в народе?
Кирилл Мозгов: Старец Серафим был почитаем еще при жизни. К нему приходили очень многие люди. Это было постоянное паломничество, что, надо сказать, не всегда радовало других монахов его монастыря. Но он всегда был открыт людям, всегда готов был и выслушать человека, и поделиться своим опытом. Он утешал людей, не просто успокаивая их, но давая ответы на их внутренние вопросы.
Серафим Саровский помогал найти ответ на ту духовную жажду, которая часто может быть у человека в какой-то неопределенной форме, когда он ищет чего-то, но этот поиск не обретает какой-то конкретной формы, воплощения, выражения в жизни. А преподобный Серафим всегда старался давать возможность людям эту свою духовную жажду в жизни воплотить и выразить.
Это было чрезвычайно востребовано и в XIX веке, и сейчас, когда многие ищут духовной жизни, но без такой помощи, самостоятельно часто не могут найти духовного пути.
— Как относиться к историям о его чудесах (например, о том, что в отрочестве он упал с колокольни и остался невредим, или о том, что он, якобы, приподнимался над землей, когда молился).
К. М.: Первое жизнеописание преподобного Серафима появилось буквально через несколько лет после его кончины, еще задолго до того, как зашла речь о канонизации. Его составил саровский иеромонах Сергий, лично знавший святого. Последующие редакции сильно обогащены разного рода чудесами, которых не было в первой версии.
Особенно преуспел в «украшении» жизнеописания Серафима некий монах Иоасаф, в миру Иван Тихонов – человек, который впоследствии выдавал себя за ближайшего ученика старца, хотя таковым не являлся. И даже наоборот, преподобный Серафим предостерегал от того, чтобы Иоасафа слишком слушали. Надо ли говорить, что спекулятивно-сказочная версия Иоасафа и возобладала в массах, скрывая и лицо, и подлинное дело старца Серафима.
Кто сейчас сразу скажет, что главное чудо Серафима – не поздние предания вроде кормления медведя из рук, а умение помочь людям черпать смысл и радость из слова Евангелия и христианской жизни?
Что же касается падения с колокольни, известны исследования современных авторов, основанные на документах, где зафиксировано, что мальчиком Серафим был на стройке храма и действительно упал, но там нигде не фигурирует колокольня. И насколько я понимаю, сейчас даже в текст на памятном камне, который стоит на этом месте, внесена некоторая корректировка. Поэтому, хотя при слове «колокольня» мы представляем себе какую-то невероятную высоту, нужно понимать, что какой-то исторический факт был, и то, что он остался не просто жив, но и цел и здоров – это событие удивительное, но не сказочного порядка. Да и любое чудо – все-таки прежде всего свидетельство, а не какой-то фокус.
— Среди деяний Серафима Саровского – и собирание православных общин, которые впоследствии стали монастырями и наставление самых разных людей, в том числе весьма известных. Все это действительно было?
К. М.: Да, преподобный при жизни много общался с людьми разного возраста и положения. Есть даже легенда, что Александр Сергеевич Пушкин встречался со старцем во время одного из самых зрелых и плодотворных периодов своего творчества – болдинской осени.
Монах Серафим находил в себе смелость и мудрость собирать под защиту Христа самых незащищенных людей в обществе – вдов в Казанской общине и девушек в общине Мельничной. Интересно, что Серафим, наставляя их жить по Евангелию, не предполагал их монашеского пострига, который совершили над общинницами уже после смерти преподобного.
Еще один поступок Серафима Саровского, не имевший до него примеров в Русской церкви – это собирание «монастыря в миру» и одновременно народного проповеднического движения. Это мирянское братство получило впоследствии название «беседников». По благословению старца Серафима они разговаривали о вере с крестьянами.
По окончании летней страды беседники садились на подводы, ехали по деревням, говорили с крестьянами о Боге и пели духовные песни. Среди беседнических старцев были и священники, и миряне, и даже женщины – например, Анастасия Керова (в постриге – Мария). Один из беседнических старцев – мирянин Петр Чагринский – в XX веке был канонизирован.
И в дальнейшем руководителями движения были вдохновенные проповедники Евангелия – люди неустанной молитвы, трудолюбивого, дружелюбного нрава и безупречной жизни: чему учили, так и жили. Евангельский огонь, которым горело сердце Серафима, передавался и его последователям.
В то время не было принято читать Писание самостоятельно – скорее, мирян даже предостерегали от такого чтения. Так, юный Януарий Неверов, будущий знаменитый педагог и писатель, которому Серафим наизусть читал Евангелие от Матфея и советовал делать это ежедневно самому, пишет, что Библии не нашлось ни у них в доме, ни у знакомых.
Серафим сам регулярно перечитывал Священное писание, особенно Новый завет, цитировал его и многих приходивших за советом удивлял своей рекомендацией – читать Евангелие: «Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Новаго завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – говорил старец.
Фото: Andrew Madekin, Wikimedia
— Святой известен своим призывом к смирению. Как вы думаете, этот призыв актуален в наше время?
К.М.: Самое известное выражение преподобного Серафима, вошедшее в сокровищницу христианской мудрости «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».
Мы часто сталкиваемся с искаженным пониманием смирения – как забитости, безынициативности, нежелания иметь собственное мнение, безответственности, соглашательства. Серафим проник в тайну подлинного смирения – скромного и одновременно творчески-дерзновенного, того, которое проповедовал и каким жил Христос, говоривший: «выучитесь научению моему, ибо я кроток и смиренен сердцем, и успокоятся души ваши».
— Какой самый основной урок нам несет День памяти святого?
К.М.: Преподобный Серафим Саровский жил относительно недавно, и многое в его духовном опыте для нас остается актуальным: и обращенность к Священному писанию, и забота об устроении совместной, общинной жизни верующих, и внимание к духовному просвещению. Даже и сейчас можно иногда услышать, мол, зачем читать Писание – есть всякие его толкования. Преподобный Серафим же говорил о том, что Священное писание – это первоисточник, к которому нужно обращаться прежде всего, и с ним сверять свою жизнь. Часто даже монахи в его монастыре не разделяли видения святого старца. Жизнь его была достаточно сложной, и ему было непросто отстаивать то откровение, которое он получил от Бога и смог в своей жизни воплотить. Так что нам стоит, вспоминая преподобного Серафима, обращаться к его опыту.