Человечество с самых древних времён тяготело к символическому изображению реальности. Эта тенденция возникла благодаря необходимости обозначить сезоны сельскохозяйственных работ, запечатлеть подвиги предков, поклониться высшим силам.
В различных частях планеты возвышаются загадочные конструкции, притягательные благодаря необычной форме, но сохраняя от непосвящённых свою таинственную сущность.
Оглавление
Шар Ватикана «Sfera Con Sfera»
В столице католического мира, в центре Двора Пинии, находится один из шедевров, созданных совсем недавно: золотой шар. Его купил для своей резиденции папа Иоанн Павел II в 1990-м году. Скульптура представляет собой двойную конструкцию: во внешнем шаре заключен другой, поменьше. Оба они соединены между собой сложным механизмом так, что способны вращаться один относительно другого. Поверхность конструкции нарядная, зеркальная, но оба шара имеют вид полуразрушенный, растрескавшийся. Это сочетание блеска и разрушения производит на зрителя довольно тревожный эффект, который усиливается благодаря размерам шара: его высота 4 метра. Автором этого проекта является итальянский скульптор Арнальдо Помодоро. Что он хотел сказать своим творением, осталось неизвестным, хотя было выдвинуто немало предположений: возможно, это модель планеты Земля внутри Вселенной, или символ земного сообщества под защитой атмосферной оболочки. В любом случае понятна мысль, что необходимо бережно относиться к миру, в котором мы живём.
Когда эта скульптура появилась в Ватикане, возникло поверье, что если забраться внутрь конструкции и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Поэтому шар во избежание повреждений огородили цепями.
Мужчина, отбивающийся от младенцев
В столице Норвегии располагается один из самых больших и странных скульптурных парков мира. Создавался он Густавом Вигеланном с 1907 по 1942 годы. С юности он проявил себя как прекрасный резчик по дереву. Его первые работы отличались романтичностью. Однако позднее в творчестве постоянно сквозили две темы: сексуальные отношения и смерть. Уже в 24 года скульптор создал крупный барельеф «Ад», где были изображены десятки обнажённых людей, подвергающиеся всевозможным страданиям.
В 38 лет Вигеланн приступил к созданию парка. На 30 гектарах размещено более двух сотен скульптур и композиций. Их персонажи сердятся, веселятся, дерутся, играют, размышляют. Один маленький нюанс: все фигуры обнажены, а их стиль не имеет ничего общего с античной классикой. Это просто не очень красивые люди, занимающиеся своими делами, не обращая внимания на отсутствие одежды. Данный фактор сильно шокирует зрителя, привыкшего к изяществу и эстетике греческих и римских образцов.
Одна из скульптур выбивается из общего простого стиля: мужчина, расшвыривающий во все стороны младенцев. Эта композиция очень динамична. Центральный персонаж явно находится в ярости от того, что его со всех сторон оккупировали маленькие дети. Возможно, эта скульптура имеет автобиографические корни: имея двоих детей от одной из жён, скульптор категорически отказывался с ними общаться. Заводя многочисленные романы с молодыми натурщицами, нередко параллельно, Густав Вигеланн всегда ставил им условием отказ от материнства. Несмотря на обилие красивых подруг, Вигеланн оставался вне красоты человеческих отношений, и потому парк скульптур производит довольно удручающее впечатление.
Ангкор: скульптурная композиция с гигантскими змеями
В Камбодже располагается гигантский дворцовый и храмовый комплекс под общим названием Ангкор. Он занимает площадь порядка 3000 квадратных километров и создавался с IX по XIV век. В то время Камбоджа была могущественным государством. Каждый король стремился к максимальной славе и потому строил новую столицу имени себя. Город включал каменные дворцы, храмы, площадь для проведения праздников, водохранилища, инфраструктуру. По периметру в деревянных домах селились остальные жители. Постоянно проводились пышные празднества. На трибунах восседала высшая знать, вокруг теснился народ. По площади проходили слоны, лошади с повозками, воины, религиозные процессии. Играла музыка, развевались яркие ткани. Сейчас от всего этого остались лишь развалины различной степени сохранности.
Многие эпизоды из жизни государства запечатлены в скульптурах и барельефах. Это прекрасные танцовщицы, эпизоды рыбной ловли, многометровые и очень подробные батальные барельефы. Большинство изображений вполне понятно и не требует дополнительной расшифровки, но есть одна скульптура, вызывающая вопросы. Один из последних городов, Ангкор-Том, окружён рвом, заполненным водой. На главном мосту перилами служат мужские фигуры, несущие гигантских змей, Нагов. На одной стороне это дэвы (боги), на другой — асуры (демоны). Выражение лиц дэвов спокойное и отрешённое, они слегка улыбаются, а их уши имеют искусственно вытянутые мочки. Лица асуров искажены тёмными страстями. Но те и другие старательно поддерживают змеиное тело.
Эта древняя символика очень сложна. Змеи — Наги, могут изображать и плодородие, и власть, и земную судьбу, которая связывает каждого, вне зависимости от его морального облика.
Моаи — скульптуры острова Пасхи
Затерянный в океане остров Рапа-Нуи, названный европейцами островом Пасхи по празднику на день его открытия. И на этом клочке земли, едва способном прокормить небольшое население, с древних времён сохранились гигантские каменные бюсты — моаи, вырезанные из вулканического камня. Их более 900, высота 3-5 метров. Некоторые из скульптур брошены незаконченными в карьерах. Карьеры эти находятся в кратере вулкана, а ряды готовых моаи повёрнуты лицом в сторону океана. На голове у многих — «парики» из красной базальтовой пемзы. Средний вес этих статуй — 5 тонн, но они каким-то образом были доставлены на берег из глубины острова. Когда загадкой моаи занялся Тор Хейердал, жители рассказали ему, что «моаи шли сами». Норвежский учёный попросил показать, как это делалось, и оказалось, что статуи «шагали» при помощи системы верёвок. Устанавливали их посредством земляной насыпи, по ней же затаскивали на голову истукана красный «парик», после чего насыпь разрушалась.
Известно, что несколько веков назад на острове была богатая растительность, источники воды и многолюдное население, но всё это кануло в прошлое. Согласно легендам, скульптуры изображают людей, которые имели удлинённую форму головы, рыжие волосы, светлую кожу и удлинённые мочки ушей — как и камбоджийские дэвы. Хейердал доказал, что миграция этого народа шла с востока, но кто были эти люди, и как они связаны с азиатскими дэвами — пока неизвестно.
Памятник Чингисхану
Посреди пустынного ландшафта Монголии, в полусотне километров от столицы, возвышается самая огромная конная статуя в мире. По легенде, именно в этом месте Тэмуджин — будущий Чингисхан, нашёл золотой кнут — символ власти, после чего отправился в поход на Китай.
На постаменте высотой 10 метров располагается 40-метровая статуя, обшитая блестящим белым металлом. Вес статуи — около 250 тысяч тонн. На голове коня находится смотровая площадка, с которой открывается вид на окрестный холмистый ландшафт. Внутри — музей и магазин сувениров, так что этот комплекс является для монголов одновременно святыней и перспективным туристическим объектом. Вокруг гигантской статуи установлены конные скульптуры его нойонов. Желающие могут присоединить к ним собственный конный портрет, заплатив 250 тысяч долларов.
В настоящее время это великолепное сооружение смотрится поистине странно посреди пустынного пейзажа, но в будущем здесь планируется создание туристического центра с отелем из юрт.