17.03.2020      479      0
 

Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?

16 марта 1941 года началась Венская освободительная операция Красной армии. Она отличалась тем, что в…


Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?

16 марта 1941 года началась Венская освободительная операция Красной армии. Она отличалась тем, что в ней не использовалась тяжелая артиллерия. Перед советским командованием стояла непростая задача – взять город в кратчайшие сроки, но не допустить разрушения древней «культурной жемчужины» Европы. Гитлеровцы окрестили Вену своей «Альпийской крепостью».

Что из задуманного советским командованием сбылось и какие мистические факты этому предшествовали – в программе «Секретные материалы».

Оглавление

Вальс над голубым Дунаем и политические тайны имперской столицы

Великолепная Вена. Столица Австрийской республики неизменно вызывает восхищение своими прекрасными архитектурными памятниками, широкими проспектами, дворцами и замками. В начале XX века Вена по праву считалась культурной столицей Европы. Здесь работали выдающиеся художники, писали музыку великие композиторы: Моцарт, Бетховен и король вальсов Иоганн Штраус.

«Вена – законодательница мод, – говорит кандидат исторических наук Сергей Кормилицын. – Мода на венскую музыку, на Штрауса – младшего была настолько велика, что за три летних месяца, которые композитор прожил в Петербурге, он получал по 300 руб. в месяц! Это еще те, дореволюционные рубли, обеспеченные золотом настолько, что эта сумма соответствует примерно 400 тыс. современных рублей».

До Первой мировой войны столица австро-венгерской империи Вена была открытым городом. На «венской кухне» плелись интриги мировой дипломатии, варились политические заговоры. В 1913 году в Вене можно было встретить будущего лидера итальянских фашистов Бенитто Муссолини, льва мировой революции Льва Троцкого, будущего лидера Югославии Иосифа Броз Тито, здесь написал свою важнейшую работу «Марксизм и национальный вопрос» молодой Иосиф Джугашвили, впервые подписавший ее именем Сталина.

Кстати мемориальную доску Сталину венцы сохранили до сих пор. «Когда я оказался в Вене несколько лет назад, я увидел мемориальную доску «Здесь в 1913 году Иосиф Виссарионович Сталин написал свой главный труд «Марксизм и национальный вопрос». И я был просто потрясен, узнав, что одновременно со Сталиным там были Гитлер, Муссолини, Броз Тито, Троцкий и Фрейд – люди, вокруг которых потом варился весь XX век. Для меня это полная загадка – ничего же случайного не бывает. Что они там все делали в одно и то же время?» – рассказывает писатель Александр Мясников.

Художник-неудачник. Копье судьбы в руках Гитлера

Наряду с Парижем, Вена считалась и художественной Меккой. Здесь создавал свои золотые полотна незабвенный Густав Климт. На улицах Вены можно было встретить и начинающего художника Адольфа Шилькгрубера, который рисовал свои архитектурные пейзажи. Он мечтал поступить в Венскую академию художеств. О живописном таланте будущего фюрера Германской нации говорят его многочисленные работы.

«Справедливости ради нужно сказать, что у него действительно были очень неплохие пейзажи, – говорит Сергей Кормилицын. – Если посмотреть на картины Гитлера, которые сейчас доступны к обозрению – что-то около 200 разных пейзажей – можно сказать, что он действительно мог бы стать очень неплохим художником. И очень жаль, что его не приняли в венскую Академию художеств. «Срезался» он на конкурсе портретов, потому что он не очень любил рисовать людей. Он предпочитал рисовать задания, ландшафты и другие пейзажи. Поэтому тогдашний ректор Академии художеств сказал ему: «Молодой человек, художник из вас не получится. Но вы можете стать неплохим архитектором: у вас хорошо получается рисовать дома».

К несчастью Адольф Гитлер не стал художником, он стал рейхсканцлером Германии: человеком, начавшим самую кровопролитную войну в истории человечества. В 1938 году Гитлер осуществил аншлюс Австрии, присоединив ее к германскому рейху.

Некоторые историки считают, что во многом аншлюс Австрии был обоснован мистическими воззрениями Гитлера. Его прежде всего привлекало Копье судьбы: копье римского воина Лонгина, которым, по легенде, был пронзен Иисус Христос. По преданию оно дарует своему владельцу неуязвимость и власть над миром. Будучи в Вене, Гитлер часами простаивал перед витриной с этой реликвией в историческом музее.

«Как только произошел аншлюс Австрии, фюрер затребовал этот экспонат Венского исторического музея себе в личное владение, – говорит историк Сергей Кормилицын. – Он ни с кем не хотел делиться этим предметом, вплоть до того, что у него вышла размолвка с Генрихом Гиммлером, которому по чисто идеологическим соображениям хотелось, чтобы эта реликвия хранилось в реликварии СС и служила символом неуязвимости вермахта. Так вот Гитлер ему Копье так и не отдал».

Копье судьбы не помогло фюреру. Весной 1945 года Красная армия вышла к Дунаю. Исход войны был ясен всем, кроме Адольфа Гитлера, который продолжал надеяться на мистическую силу копья Лонгина.

Культурный штурм, австрийское сопротивление и неудачное восстание

Взятию Вены придавалось очень большое значение. Это была одна из 50 важнейших стратегических операций Великой Отечественной войны.17 февраля 45-го года в ставке Верховного главнокомандующего был утвержден план стратегической операции по освобождению Вены. Он предусматривал одновременные удары второго и третьего Украинских фронтов, захват мостов на Дунае и наступления на Вену с полным ее освобождением.

Но эта операция была необычной. По личному указанию Сталина было решено не применять тяжелую артиллерию и массированные бомбардировки при штурме города. «Особенностью штурма Вены было то, что это был так называемый «культурный штурм», – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов, – То есть это был штурм, целью которого было не нанести большого ущерба Вене, как городу с архитектурными и историческими памятниками – действительно очень красивому и великолепному городу».

Гитлер не собирался сдавать Австрию без боя. К Вене были переброшены 6-я танковая армия СС и ряд других подразделений. В спешном порядке готовились оборонительные сооружения. На улицах и площадях Вены были устроены баррикады, в домах оборудованы огневые точки. Мосты через Дунай и каналы заминировали.

К моменту штурма в Вене активизировалось австрийское сопротивление. Его участники готовили восстание против нацистов. Группы сопротивления начали подготовку к захвату важнейших объектов. Руководил сопротивлением майор Карл Сцокколь, один из тайных участников покушения на фюрера в 1944 году.

«Это был человек, служивший в немецкой армии, – говорит Владимир Фортунатов. – Он был участником заговора против Гитлера. Во-первых, он сорвал план подрыва Вены, а во-вторых, сумел связаться с советским командованием. В Вене готовилось восстание, но заговор был раскрыт, и нашим солдатам все же пришлось брать Вену самостоятельно, без поддержки изнутри».

По личному указанию Сталина, накануне штурма, к жителям Вены обратился командующий третьим украинским фронтом маршал Толбухин. В своем обращении он призвал всех жителей Вены сопротивляться гитлеровцам и не дать им разрушить город. Также от имени советского правительства он сделал заявление о будущем Австрии.

«Толбухин официально выступил по радио. Для передачи его речи, переведенной на немецкий язык, работали очень мощные репродукторы, – рассказывает Александр Мясников. – Он обратился к жителям Вены с заявлением о том, что Красная армия будет брать Вену не для того, чтобы сделать ее красным государством, а для того, чтобы освободить ее от фашизма. А также что дан приказ ничего не разрушать и никого не убивать, кроме тех, кто оказывает сопротивление. И поэтому он очень просит жителей Вены не принимать участие в борьбе с Красной армией. Удивительно, но это подействовало: известно, что австрияки очень мало сопротивлялись Красной армии. И советские командиры сдержали слово».

«Большой вальс» и сентиментальность Сталина

Почему все-таки Вену было решено штурмовать без применения тяжелой артиллерии и авиации? На этот счет есть несколько версий. По одной из них Сталин при всей своей жесткости, а порой жестокости, был очень сентиментальным человеком. Возможно, что у него сохранились приятные воспоминания о городе, в котором он побывал еще до революции в 1913 году. Эти воспоминания о прекрасной Вене оживлял и один из его любимых фильмов – «Большой вальс», посвященный творчеству короля вальсов Штрауса.

По словам Владимира Фортунатова, Иосиф Виссарионович Сталин был меломаном. У него был достаточно традиционный вкус, и одним из лучших фильмов, который он смотрел многократно, был вышедший еще перед войной «Большой вальс». В этом фильме звучит музыка Штрауса и колоратурное сопрано великолепной артистки Милицы Корьюс, которая эмигрировала из Прибалтики. «Может быть на приказ Сталина повлиял в том числе этот фильм и эта музыка, – говорит Владимир Фортунатов. – Так или иначе, но Вену брали без артподготовки. Основная тяжесть упала на штурмовые группы: им пришлось буквально вручную – автоматом, пулеметом и гранатой – брать город».

Гитлер приказал удержать Вену любой ценой. Еще в марте 1945 года фюрер издал приказ, требовавший уничтожения всей инфраструктуры, всех материальных и культурных ценностей при отступлении. Готовились к уничтожению архитектурные шедевры таких городов, как Краков и Париж. Настоящую сокровищницу искусств – Вену – тоже предполагалось уничтожить, если советские войска прорвутся в город.

По словам Фортунатова, накануне штурма Вены наших бойцов несколько недель просвещали: им рассказывали, какие великие художники, великие композиторы и архитекторы жили в Вене. И о том, что этот город надо сохранить. Мол, война заканчивается, мы гуманисты, мы хотим, чтобы Европа осталось такой же, какой она была до войны.

«Причем наши союзники, наоборот, бомбили Вену, начиная с 1943 года, в том числе и жилые кварталы, – говорит Александр Мясников. – Местное население не понимало, на чьей стороне им быть: с одной стороны немцы, с другой – союзники, которые ничем не лучше немцев. Так что все разрушения в Вене были сделаны не Красной армией, а ее союзниками. Точно так же без видимых причин англо-американцы уничтожили старинный Дрезден».

Гитлеровцы заминировали почти все культурные памятники, музеи и другие достопримечательности города. Они отчаянно оборонялись. Бои шли за каждый дом, каждый этаж. В Вене немцы впервые использовали приборы ночного видения, они были установлены на танках и снайперских винтовках.

О том, как действовали красноармейцы, рассказывает Владимир Фортунатов: «Предположим, мы имеем очень хорошо защищенное здание, где сидит немецкий пулеметчик и его никак не могут убрать. Тогда один из бойцов поднимается на крышу, пользуясь черным ходом. Веревкой он привязывается к печной трубе и спускается к окну по внешней стене. Там он бросает в окно гранату и уничтожает противника».

Взятие Вены и уникальный захват Имперского моста

Штурм Вены – это сложнейшая военная операция советских войск. Город раскинулся на двух берегах Дуная, поэтому гитлеровцы взорвали четыре моста через Дунай. Оставался не взорванным лишь один мост – Имперский. Это была очень важная стратегическая точка. Осознавая его ключевую значимость, немцы создали у моста мощный узел обороны.
По словам Александра Мясникова, немцы хотели взорвать и этот мост, если только появятся советские танки. Таким образом вторая часть Вены была бы отрезана от Красной армии. Налаживать понтонные мосты через Дунай было невозможно, потому что весь берег был укреплен. Немецкая линия обороны было мощнейшей! «Неожиданную роль в этой истории сыграли пять бронекатеров, которые среди бела дня появились на Дунае. Немцы даже не поняли, кто это. Эти пять бронекатеров пустили дымовые завесы, и немцы опять ничего не поняли: как на это реагировать?» – говорит Александр Мясников.

Советское командование разработало дерзкий, на грани авантюризма, план по захвату моста в глубине обороны противника. Решили высадить десант, подойдя к мосту по реке. Осложнялось задание еще тем, что выполнить его можно было только днем. В темноте обойти препятствия на реке было бы невозможно. Немцы совершенно не ожидали появления советских катеров в самом центре города. Это позволило нашим морякам дойти до места и под прикрытием дымовой завесы высадить десант.

«План был разработан гениально, – рассказывает писатель. – Всего пять бронекатеров: три из них составляют оборону – берут на себя береговые точки. А два, на которых было 100 краснофлотцев, должны были пришвартоваться к мосту, штурмовать его, взять и держать оборону. Интересно, что среди этих краснофлотцев, которые спасли Вену, был и всеми нами любимый советский киноактер Владимир Юматов. В то время он был восемнадцатилетним мальчишкой, и оказался среди бойцов штурмовой группы».

Александр Мясников: «Немцы реально ничего не поняли: прямо у них на глазах наши краснофлотцы быстро и качественно выкинули с моста в Дунай всю немецкую охрану, перерезали провода, ведущие к взрывчатке, и стали держать оборону. Пожалуй, это был самый героический эпизод, связанный с Веной. Захват Императорского моста сыграл ключевую роль в операции по освобождению города. А многие из его защитников получили самые высокие боевые награды».

Вот уже 75 лет в прекрасной Вене не слышно взрывов бомб и пулеметных очередей. Над голубым Дунаем раздаются чарующие звуки вальса, люди сидят в знаменитых венских кофейнях, туристы любуются памятниками архитектуры. А в самом центре Вены стоит советский солдат – памятник воинам освободителям. В отличие от других европейских стран австрийцы хорошо помнят, кто принес им жизнь и свободу, они берегут память о красноармейцах, отдавших жизнь за их город и за то, что в Вене по-прежнему звучит прекрасная музыка.

Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?
Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?Адольф Гитлер и мистическое Копье судьбы: почему древний артефакт не спас фюрера?


Об авторе: admin

Ваш комментарий