Антарктида – земля, сотканная изо льда, снега и ветра. Ее пейзажи пугают и вместе с тем завораживают. Расположенный на самом юге Земли, этот континент стал последним из открытых людьми материков. Мир узнал о нем благодаря русским мореплавателям Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву, которые подошли к берегам Антарктиды 16 января 1820 года.
Повторить этот маршрут сегодня решится не каждый: суровая Антарктида не прощает ошибок. Тем не менее побывать на этой удивительной земле можно и в качестве туриста. Есть и более экстремальный вариант – отправиться в самую настоящую полярную экспедицию. Именно такой поход через несколько дней предстоит совершить Денису Терехову – ведущему телеканала «МИР», генеральному директору агентства «Социальные сети» и по совместительству заядлому путешественнику.
Вдохновившись успехами своей телевизионной передачи «В гостях у цифры», Денис решил собрать экспедицию, перед участниками которой стоит непростая задача – переосмысление границ известного мира в цифровую эпоху. Для этого был создан масштабный медиапроект iKUMENA. Его главная цель – показать красоту природы различных уголков России, СНГ и мира, их особенности, историю, традиции и людей, которые там живут и работают. В рамках проекта Терехов и его компаньоны уже посетили Енисейскую Сибирь, навестили последнюю российскую отшельницу Агафью Лыкову и исследовали капища древних шаманов на Южном Урале. Следующий пункт назначения – холодная, но манящая Антарктида.
Как живут полярники и работники антарктических станций? Что станет для участников экспедиции самым суровым испытанием – мороз, коварный пролив Дрейка или полное отсутствие связи? К каким животным не советует приближаться Росгидромет и как попасть в Антарктиду обычному туристу? Об этом и многом другом накануне старта очередной экспедиции iKUMENA Денис Терехов рассказал корреспонденту «МИР 24».
– Денис, на каком этапе сейчас подготовка к путешествию? Что оказалось для вас самым сложным?
– Многие наивно полагают, что Антарктида ничейная. Конечно, с одной стороны, она формально никому не принадлежит, но и Аргентина, из которой мы стартуем, и Россия считают, что это исконно их земли. Поэтому мы столкнулись с тем, что нам необходимо было подготовить довольно большие пакеты документов как для аргентинской стороны, так и для Росгидромета, который осуществляет деятельность российско-антарктических станций. Таким образом, помимо закупки различного оборудования, мы еще и некоторой бумажной волокитой озадачены, причем внезапной. Но, надо сказать, нам везде пошли навстречу. Буквально вчера у меня прошли встречи в Росгидромете, нам готовы помогать со всеми организационными вопросами. А так у нас, в принципе, все готово и, по большому счету, мы уже просто предвкушаем начало экспедиции. Я даже умудрился запаковать чемоданы. Операторы этим пока не озадачивались, но, я думаю, что они займутся этим в ближайшее время.
– Какая температура там будет, когда вы приедете?
– Поскольку это другая часть Земли, там сейчас лето. Декабрь, январь и февраль – это единственные три месяца, когда наиболее комфортно ходить в Антарктиду. Думаю, там будет погода, как в Москве – 0…+5. Но так как мы 20 дней из нашей почти месячной экспедиции будем находиться в море, то, конечно, на воде это ощущается прохладнее, как легкий минус. Ну и, кроме всего прочего, у нас небольшой корабль (парусная лодка), а пролив Дрейка – это один из самых сложных с точки зрения судоходства районов мирового океана. Поэтому нас предупреждают, что могут быть большие волны, так что у нас с собой есть в том числе непромокаемая одежда. Я думаю, что мы хлебнем морозца!
– Почему вы решили отправиться в Антарктиду? Эта идея зрела уже давно, или решение получилось спонтанным?
– На самом деле и так, и не так. Это наша четвертая экспедиция в рамках проекта iKUMENA, и нам хотелось сделать ее необычной. Хотя до этого у нас тоже были непростые экспедиции в сложных условиях, это, конечно, несравнимо с подобной поездкой. Мы принципиально делаем проект iKUMENA, раскрывающим туристический потенциал России, а так как Антарктида – это земля, открытая русскими моряками, в каком-то то смысле мы считаем ее тоже частью нашей страны. Кроме того, 16 января это красивая дата – 200 лет со дня открытия Антарктиды русскими мореплавателями Лазаревым и Беллинсгаузеном. Эту дату нельзя было пропустить. Ну и, кроме всего прочего, мои друзья, наши бывшие соотечественники, которые сейчас живут в Португалии, Испании и странах Прибалтики, как раз собирались в частную поездку, и мы, что называется, упали им на хвост. Конечно, организовать туда собственную лодку возможно, но это совершенно невероятные затраты.
– Расскажите про маршрут. Вы сказали, что стартуете из Аргентины – почему выбрали именно этот путь?
– Морем до Антарктиды можно добраться или из аргентинского города Ушуайя, с Огненной Земли, из Кейптауна или из Австралии. Самая популярная точка – это, конечно, Ушуайя, потому что из Кейптауна в Антарктиду только самолеты летают, а на лодках в основном идут из порта Ушуайя. Мы выходим в море 17-го января, пять-шесть дней пересекаем пролив Дрейка и доходим до Южных Шетландских островов. Наша первая остановка – это остров Кинг-Джордж (по-русски он называется остров Ватерлоо), где находится русская антарктическая станция «Беллинсгаузен». Мы планируем прибыть туда 21-22 января, что удачно совпадает с моим днем рождения. Там у нас есть договоренность на съемки, и там же при участии начальника станции состоится памятное гашение марки к 200-летию открытия Антарктиды. После этого мы оценим ледовую обстановку, и у нас будет развилка: если все будет в порядке, мы пойдем в сторону Земли Александра I – это то место, которое русские мореплаватели приняли за материк, когда открывали Антарктиду. Мы планируем туда прибыть 28-го января – собственно, в день открытия Антарктиды. Земля Александра I – это второй по размеру необитаемый остров в мире. Надеюсь, что ледовая обстановка позволит нам на нем высадиться и провести съемки. Этот переход займет несколько суток, и еще 6-7 дней – возвращение в порт Ушуайя. Всего в море мы будем автономно находиться 20 дней.
– Чем еще займетесь, когда будете сходить на берег? Будете снимать местных жителей, животных?
– Конечно! Я надеюсь, что мы поснимаем не только ледяные глыбы, но также флору и фауну. Нас загрузили тремя 100-страничными документами с правилами съемки с беспилотных аппаратов в Антарктиде. Там нельзя близко летать над гнездами пингвинов, нельзя ближе чем на пять метров подходить к морским котикам и т.д. Конечно, мы будем снимать и какие-то научные сооружения вроде антарктических станции. Также надеемся увидеть самый южный постоянно действующий православный храм – Церковь Святой Троицы. Она является патриаршим подворьем Троице-Сергиевой лавры. Мы планируем даже, возможно, благословение там получить. В общем, у нас довольно насыщенная программа, я сейчас заканчиваю работать над сценарным планом.
– Будет ли у вас связь?
– Нет, только спутниковый телефон, по которому иногда будем выходить на связь. Возможно, у нас получится выйти в интернет и передать какую-то картинку с Кинг-Джорджа. Но мы не можем быть в этом уверены, поэтому, скорее всего, будет несколько включений по спутниковому телефону.
– Во время предыдущей экспедиции, которая прошла в декабре, вы покоряли Южный Урал. Это путешествие как-то подготовило вас к суровой Антарктиде? Уральские горы и льды Южного полюса – можно ли сравнивать два этих нелегких испытания?
– Все-таки какими бы сложными ни были восхождения в Уральские горы, это, конечно, была туристическая прогулка. С нами были и девушки (совершенно неспортивные), которые довольно легко преодолели эту трассу, вместе с нами поднимались на хребет Зюраткуль. Это в любом случае несколько часов на морозе, но в теплой одежде, со связью; мы знали, что внизу нас ждут теплые машины, а через несколько километров – теплая гостиница. В общем, это были, конечно, сложные, но туристические условия. А здесь – 20 дней автономного нахождения на лодке, в замкнутом пространстве, с незнакомой компанией, из которой мы знаем всего несколько человек. Во-вторых, повторюсь: пролив Дрейка – это довольно сложный район с точки зрения судоходства район, а у нас небольшое парусное судно, хотя ледового класса, но все равно это не огромный теплоход. Понятно, что я не открываю какой-то новый материк, в отличие от Лазарева и Беллинсгаузена, но все равно это довольно сложное экстремальное путешествие.
– По вашим соцсетям видно, что вы активно занимаетесь в тренажерном зале – набираете форму перед поездкой?
– Честно говоря, так как я немножко «заболел» морем, то хочу еще использовать эти три недели как тренировку себя в качестве матроса или юнги, если команда позволит. Поэтому готовлюсь к тяжелым физическим нагрузкам на корабле.
– Думаю, что сила и выносливость пригодятся вам и на берегу – все-таки Антарктида не для всех.
– Если честно, сейчас-то как раз Антарктида для всех – сел на пароход и поплыл. Единственное, что это дорого.
– То есть обычный турист может отправиться туда сам, не в рамках экспедиции? Насколько это вообще реально?
– Антарктида – популярная точка для экстремальных туристов но, если я не ошибаюсь, в год ее посещают не больше тысячи человек. А вот таким маршрутом, на небольших судах, как у нас, я думаю, ходят вообще единицы. В этом плане у нас в хорошем смысле безбашенный капитан – он один из немногих, кто в принципе на малых судах ходит в таких широтах.
– Страшно спросить, во сколько может обойтись человеку такое путешествие…
– Для обычного туриста поездка в Антарктиду колеблется (без учета перелета до Ушуайи или другого пересадочного пункта) где-то в пределах от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Можно добираться экономнее, можно побогаче. Но в любом случае придется делать как минимум две пересадки, у нас нет прямых перелетов до Латинской Америки. Короче говоря, можно уложиться где-то в 700 тысяч на человека, но это без учета закупки оборудования, снаряжения и т.д.
Соловьева Екатерина