В 1999 году маленький, но древний город Великий Устюг был объявлен родиной всероссийского Деда Мороза. Именно в этой местности, в 450 км от Вологды, расположилась Вотчина Деда Мороза, которая стала точкой притяжения для семейного зимнего отдыха и начала приносить в городскую казну ощутимый доход от туризма. Известно, что начало Великому Устюгу положили ростово-суздальские князья в IX веке. До наших дней в городе сохранились древние монастыри и церкви, примеры гражданской архитектуры XIX века, резные деревянные домики, которыми были так богаты русские города. В 1990-е годы Великий Устюг пришел в упадок, однако сумел сохранить сложившийся в XVII веке промысел – великоустюгское чернение по серебру. Пожалуй, лучшее, что можно купить на родине Деда Мороза – это изящные серебряные вещи с чернением: украшения или посуду.
На сегодняшний день население городка составляет всего 31 тысячу человек. В преддверии Нового года Mir24.tv поговорил с местным жителем Евгением Дерновым о том, чем хорош его родной город и каких подарков ждут устюжане.
Расскажи, сколько тебе лет, каким было твое детство в Великом Устюге?
– Мне 43 года, работаю электромонтером по сигнализации: занимаюсь техническими средствами обнаружения, пожарной охранной сигнализацией, средствами контроля доступа и т.п. Я родился в Устюге, но мои бабушки и дедушки приехали сюда из разных окрестных сел и деревень. У меня было обычное провинциальное дворовое детство, как в других подобных городах – Устюг же не всегда был «родиной Деда Мороза». Отец на теплоходе работал, и летом я проводил много времени с ним, путешествовал по рекам – мне это очень нравилось.
В 1990-е стало очень сложно – нечего было есть, нечего надеть. У меня одноклассник ходил в школу в обычной совдеповской фуфайке. Для меня мама покупала у соседа какие-то старые ботинки. Не то что денег не было купить, а ботинок не было в продаже. Приходишь в магазин – а там ничего нет, если есть, то на взрослого человека. Когда кто-нибудь из родственников ехал в Москву или Питер, заказывали все вплоть до носков. Спасала дача, на которой выращивали овощи, питались в основном картошкой. Мяса тоже было практически не купить. Мама покупала котлету, добавляла в нее хлеба, капусты и делала из нее четыре котлеты.
Если сейчас ты спокойно гуляешь по городу вечером, то раньше не получить было большим везением. Постоянно происходили какие-то выяснения отношений между районами, День города традиционно превращался в массовую драку. Сейчас молодежь не понимает, как им повезло, что они могут спокойно кататься на скейтах, сидеть на скамеечках, и никто не подходит, не просит сигареты и, если у вас их нет, не дает по морде. Они не представляют, какое это счастье.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Великий Устюг ассоциируется в первую очередь с зимой, со снегом, какой у вас климат?
– Каждое лето у нас бывает период жары, температура поднимается иногда и выше 35. Я начинаю купаться в мае и много лет заканчиваю сезон либо в конце августа, либо в начале сентября. Правда, погода не постоянная – может две недели стоять жара, потом резко наступает неделя дождя. Тут не угадаешь. Зима разная, бывает мягкая, когда -20 недельку постоит, и то с утра. А бывает несколько недель -30… -40. Снег может выпасть в конце ноября или даже в октябре, тает, потом снова выпадает. Обычно в декабре всегда уже лежит снег, хотя случаются и лужи на Новый год. Обычно я заканчиваю кататься на сноуборде в середине апреля, когда снег уже так себе. А март – это еще настоящая зима.
В каком состоянии сейчас город, становится ли жизнь в нем лучше, чего не хватает?
– Прогресс есть. Последние пять лет в Устюге сделано, наверное, больше, чем за последние 30 лет. Заасфальтированных дорог стало много, даже там, где асфальта никогда не бывало. Они недостаточно хороши, до сих пор больше 50% дорог вообще не имеют асфальта – просто грунтовка, на которой в разное время года пыль и грязь, но все равно прогресс в этом плане наблюдается. Много стало появляться детских площадок, таких мини-городков, которых раньше не было вообще. Начали делать парки, скамеечки, тротуарчики, подсветку. Где раньше был пустырь и трава росла выше деревьев, сейчас больше похоже на город. Набережная преобразилась – там не настолько хорошо, как хотелось бы, но стало заметно лучше. Когда погода хорошая, напоминает курортный городок.
Главный минус жизни в Устюге – это, наверное, медицина. В соцсетях часто пишут, что сломался томограф – бесплатный он у нас, оказывается, один. Везде очереди, ты можешь прийти к врачу утром, и дай Бог, если к обеду тебя примут. Нехватка узкопрофильных специалистов очень заметна. Электронная система есть, ты приходишь ко времени и все равно сидишь в очереди. Платную альтернативу большинство жителей Великого Устюга не могут себе позволить. Мне надо было попасть к хирургу до пандемии, оказалось, что и туда по записи можно попасть только через несколько дней. 1200 рублей стоит сам прием, за эти деньги врач ничего не будет делать, притом что средняя зарплата у нас – тысяч 20 и еще много пенсионеров. А чтобы записаться к бесплатному зубному, надо прийти в три утра! Это вообще как?.. То есть нельзя в пять часов вечера прийти и записаться на завтра, а нужно прийти в день записи в три утра, потому что они еще вечером не знают, сколько у них будет талонов.
Еще у нас никак не могут запустить аэропорт. Его реконструировали, потратили 1,5 млрд рублей, но взлетную полосу для самолетов сделали неправильно, несколько лет идут суды. Шум да гам начался вокруг мусорного полигона. Сейчас мусор просто сваливают в лесу по дороге в Котлас – никакой площадки, ничего не огорожено, он просто лежит на земле, размывается дождем, и все это стекает в реку. Власти планируют построить гигантский полигон – 65 га – в 50 км от Устюга, чуть ли ни перед чьими-то домами…
Как проводят свой досуг жители Устюга, есть возможность заниматься спортом, к примеру?
– Последнее время для детей появились площадки, парки, даже скейт-парк. У нас есть бассейн, каток, который функционирует круглый год, зимой также открытый каток есть. Построен новый ФОК, где можно заниматься баскетболом, волейболом и другими видами спорта, еще один на стадии реставрации – что там будет, мы пока не знаем. Много фитнес-залов. На нашу лыжную базу приезжают люди из других городов, говорят, что она на уровне. Трасса достаточно хорошая, сложная, база сама оборудованная: отопление, шкафчики, место, где можно переодеться, перекусить, туалет – все есть. Не то что бы шикарно, но хорошо.
Конечно, есть музеи, например, Великоустюгский государственный музей-заповедник и Музей новогодней игрушки, старинные церкви, кафе, кинотеатр, а вот хорошего танцевального клуба – ни одного.
Ты поэтому так ушел в спорт и даже занялся невиданными ранее в Устюге его видами?
– Я занимался в основном фитнесом, пока однажды не познакомился с девушкой из Москвы. Она рассказала, что катается на сноуборде, а я тогда сноуборд только по телевизору видел – интернета у меня еще не было. И она сказала: «Женя, если ты встанешь на эту доску, то ты не сможешь с горки съехать, сразу упадешь». Я думаю: что за ерунда такая, как это я упаду, ведь на лыжах-то я катался. Вскоре на нашей лыжной базе начали выдавать сноуборды напрокат, и я все-таки съехал с горки, не упав. Потом появился интернет с обучающими видео и специальной литературой, я начал заниматься уже более серьезно. Глядя на меня, начали подключаться другие люди.
У нас в Устюге есть экстрим-клуб «Адреналин», который занимается прыжками с моста, веревочными парками, квестами, лазертаг у них, пейнтбол и прочие активные увлечения. Мы познакомились с организатором этого клуба и теперь проводим массовые мероприятия вместе. Им это интересно для рекламы, и нам веселее уже не пешком в горку подниматься, а на снегоходе кататься вверх. Вместе мы решили попробовать сноукайтинг. В Устюге этим никто не занимался, мы нашли человека, который мог нас обучить, в Вологде и ездили туда раз пять. Пробовали и кайтсерфинг, но на воде не очень пошло – ветра у нас в Устюге для этого не хватает. Еще занимаемся сапсерфингом – это доска с веслом. Я сначала скептически отнесся к этой идее, а потом втянулся – такой релакс: гребешь, думаешь о своем, причем доска вполне быстро скользит. Даже появились планы следующим летом пойти в поход таким способом. Когда погода позволяет, каждые выходные проводим активно.
Я так понимаю, что таких продвинутых спортсменов на весь Великий Устюг не много – несколько десятков человек. А как проводят время остальные?
– Да. Сноубродингом молодежь у нас вообще не занимается, потому что это дорогое удовольствие, только на снаряжение требуется тысяч 100, а еще надо на чем-то до базы добираться – автобусы туда не ходят. Зимой в основном народ катается на лыжах, коньках, ватрушках. Ну а летом – велосипед, ролики, поездки на пляж, покатушки на лодке и вейкборде, рыбалки. Ну а особо продвинутые туристы сплавляются на плотах, это уже более комфортный отдых. Некоторые плоты очень хорошо построены, покрашены, там баньки, мангальчики и даже иногда туалеты цивилизованные. Там можно и ночевать, и отдыхать, летом плоты стоят рядом с Устюгом на реке, а на зиму их разбирают. Но я предпочитаю лодку, она более маневренна и проще, чем эти плоты собирать.
В местах, куда невозможно подъехать на машине, девственная чистота. Подальше, на реке Юг, есть места, где никого нет, нет даже следа человека. У нас идет река Сухона, в нее впадает Юг, после этого образуется река Северная Двина. Я прямо из-за дома с лодочкой уплываю и сразу туда – на Юг. Там вода чистейшая, много песчаных пляжей, которые могут быть в длине несколько километров и в ширину до километра – то есть они огромные. Можно приехать, и там не будет никого, рыбачить, загорать, хоть голышом купаться. Иногда собираемся большой компанией.
Почему молодежь уезжает из Устюга и пробовал ли ты жить в большом городе?
– В основном уезжают учиться, ведь у нас высшее образование негде получить, а потом там приживаются, находят работу, а сюда мало кто возвращается – в Устюге особо негде с высшим образованием работать. Работа в принципе есть, но зарплаты небольшие. Зарабатывать, конечно, можно, но надо быть хорошим специалистом в своем деле и не лентяем. Я сначала тоже хотел уехать, но по мере того, как моя жизнь менялась, я путешествовал по другим городам, смотрел, где и как люди живут, и пришел к выводу что Устюг – вовсе не самое плохое место в России. А потом, сравнив достижения своих одноклассников и одногруппников, которые уехали в большие города, и то, как они живут, со своей жизнью, я пришел к выводу, что шкурка выделки не стоит.
Ну да, его «однушка» в Питере стоит в несколько раз дороже моей «трешки» в Устюге, но в итоге я живу в трехкомнатной квартире без кредитов и ипотек, а он всей семьей ютится в однушке, будет выплачивать ипотеку до пенсии – и выше никуда не прыгнуть. Да, его зарплата больше моей в несколько раз, но и расходов лишних намного больше. Да, его подержанная иномарка быстрее моего «вазика», но я на нем спокойно езжу, а он стоит в пробках. У меня всегда есть место у дома, а ему еще приходится платить за парковку.
Да, он работает в хорошем офисе, но ему надо встать в 6:00, чтобы приехать на работу к 9:00, а домой вернется в лучшем случае в 20:00, суббота, как правило, рабочая, а воскресение – чтобы отоспаться. А у меня от дома до офиса семь минут езды, я дома уже в 17.10 Спросишь: «Когда ты видел кого-то из друзей?» Говорит, что несколько лет уже не виделись. Спрашиваешь, почему – отвечает, что живет в каком-то районе, куда ехать полдня, а назад вообще только утром можно вернуться. В общем, что то я не готов ко всему этому.