О существовании Жаркента известно с конца X века. Город называют юго-восточными воротами Казахстана. Жаркент вобрал в себя культуру многих народов, проживавших в нем – казахов, уйгуров, русских, китайцев, дунган и других. В новом выпуске программы «Пять причин остаться дома» отправляемся на прогулку по Жаркенту.
Оглавление
Причина №1. Увидеть мечеть в китайском стиле
В 1887 году жители Жаркента собрали деньги на строительство новой мечети. Кто-то из старейшин предложил обратиться к архитектору из Китая Хон Пику, тот уже к тому времени построил дом одному богачу в соседнем селе. Архитектор согласился. Мечеть строили три года. Когда работы закончились, оказалось, что мечеть похожа на китайский дворец. Вместо купола была ровная крыша с изогнутыми кверху концами. Это придает мечети изящность и воздушность. Конструкция выдерживает сильнейший ветер и землетрясение – архитектор Хон Пику использовал секреты строительства в сейсмоактивных зонах.
Внутри мечети – простор. На пятничный намаз могли собираться больше полутора тысяч человек – как внизу, так и на втором ярусе. Второй такой мечети нет во всем мире. Правда, для архитектора этот уникальный проект плохо закончился.
«По одной из версий, когда архитектор вернулся в Китай, то ему отрубили руки, потому что он построил храм в чужой стране, раскрыл секреты строительства китайской архитектуры. По другой версии – за эту мечеть Хон Пика отвезли в Шанхай и там повесил», – говорит заведующий музеем Абдимурат Раев.
Сегодня мечеть – это большой музейный комплекс. Внутри чудом сохранилась уникальная роспись. Уйгурские орнаменты вперемешку с арабской вязью и даже иероглифами.
Причина №2. Посетить храм с уникальной отопительной системой
В конце XIX века Российская Империя укрепляла рубежи на Востоке. Сюда приезжали офицеры, казаки, здесь работали мануфактуры. И для жизни в полной мере нужна была церковь. Храм во имя Пророка Божия Илии начали строить в 1882 году. Его возводили из тянь-шаньской ели. В храме сохранилась уникальная отопительная система: дымоходы располагались таким образом, что дым, дойдя до труб наверху, нагревал стену. Так сохранялось тепло.
«Они продолжают стоять как дань традиции, как архитектурный памятник, поэтому мы их никогда не уберем. Но эти печи до сих пор функционируют, их можно затопить», – рассказывает настоятель Храма во имя Пророка Божия Илии Дмитрий.
Архитектор Сергей Тропаревский так же, как и автор мечети, возводил храм с учетом частых землетрясений.
«В технологии строительства деревянных храмов самым важным была их устойчивость, чтобы они смогли простоять долгие века», – объясняет Дмитрий.
Главная святыня храма – мощи Василия Жаркентского. В начале XX века он был епископом. Его и еще 14 сельчан расстреляли большевики. А в 2000 году его возвели в лик святых.
Чудом сохранились колокола. Во время гонения на церковь было уничтожено все: книги, иконы, церковная утварь. Колокола сбросили с колоколен. Но они остались целыми, и местные жители спрятали их.
И храм, и мечеть в советские времена не действовали. Их отдавали под казармы, хранилища, спортзал. Но здания все же сохранились. В конце прошлого века храм и мечеть восстановили в первозданном виде.
Причина №3. Навестить отшельника
Отправимся на север от Жаркента, в сторону Джунгарского Алатау, ради встречи с отшельником Владимиром, который живет в этих местах на протяжении трех десятилетий. Навестить отшельника – вторая причина остаться в Жаркенте. Ведь дорога в труднодоступные места открывает красоту природы. Добраться до нужного места непросто. Горные перевалы и броды можно преодолеть только на внедорожнике.
Владимир по доброй воле отстранился от людей и ушел жить в горы Джунгарского Алатау. Он живет отшельником уже 30 лет и полностью обеспечивает себя продуктами: ловит рыбу, выращивает овощи, печет хлеб, собирает и сушит целебные травы. За ними приезжают жители соседних сел. А еще он построил небольшую келью и часовню в честь Серафима Саровского.
Около 20 лет назад селевой поток уничтожил домик, в котором жил Владимир. Мужчина решил не рисковать и перебрался по склону чуть повыше. Там и отстроил новый дом из брусьев.
Владимиру 70 лет. В отшельничестве он принял крещение. 20 лет назад воздвиг на соседней горе крест высотой три метра. Дойти до него не просто – надо преодолеть речку Осек. Раньше здесь был мост, но его снес мощный поток. Взойдя на гору, понимаешь, каких трудов стоило поднять сюда трехметровый метровый крест весом около ста килограммов. А потом установить так крепко, чтобы ветром не снесло.
О Владимире в области знают все, но приезжают к нему единицы. Он не дает интервью, почти не разговаривает. Владимир рад, что его не беспокоят, но если приходят туристы, чабан или паломники – всегда угощает чаем.
Причина №4. Отыскать «белогвардейскую тропу»
Край Семиречья в конце XIX века был богатым. На плодородных землях выращивали пшеницу, пасли скот. Край всегда был многолюдным. Все изменилось после революции. Многие жители, не согласные с новой властью, эмигрировали в Китай. Они уходили по так называемой «белогвардейской тропе». И по дороге прятали золото. Отыскать эту тропу – следующая причина остаться в этом районе Казахстана.
Протяженность Джунгарских гор 450 километров, и здесь сотни троп как проторенных, так и тех, что уже заросли. Так что отыскать именно ту, заветную, тропинку практически невозможно. Приходится выбирать наугад.
Поднявшись в горы, понимаешь, что самое главное сокровище этих мест – природа. А мифы и легенды только усиливают притягательность. Это один из таинственных уголков природы, спрятанный в южном Джунгаре. И здесь стоит побывать.
Причина №5. Насладиться пейзажами Деревянного озера
Летом в районе Жаркента температура воздуха поднимается выше 35 градусов. Воздух сухой, поэтому спасение можно найти только на берегу водоемов. Найти живописное озеро в степи – следующая причина путешествовать по этому району.
Здесь много небольших горных рек. Пройдя через пустыню, они впадают в самую большую – Или. Небольшие озера скрываются за барханами. Добраться до них можно, только зная, за каким песчаным холмом надо свернуть. Перед нами пейзажи Деревянного озера. Так его назвали из-за деревьев, которые некогда росли на затопленном месте. Деревянное озеро появилось в конце позапрошлого века, когда одно из ответвлений реки Чарын перекрыли «кочующие» пески.
«Вода стекает сюда, разделяется на несколько рукавов. Один из рукавов был перепружен песком, который сильным ветром несется с реки Или. Возник бархан, река уперлась в него и образовалось озеро», – рассказывает настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Коктал Аверкий Белов.
Разлившаяся вода затопила местность, а вместе с ней под воду ушли деревья – туранги – реликтовые растения, предки тополей. Говорят, что до середины прошлого века здесь, в песках Или, водился туранский тигр, но его истребили. В таких местах надо быть максимально бдительным, смотреть под ноги – здесь водятся скорпионы, пауки и змеи.
Маршруты Великого Шелкового пути – это не только торговые трассы, но и окрестности вокруг. Города и горные перевалы, в которых вершилась история. Это природа, которая открывает свои сокровища смелым путникам. Поэтому всегда есть минимум пять причин оставаться в своей стране и не спеша исследовать ее уголки.