Примерно в 60 километрах от Нижнего Новгорода скромно стоит на левом берегу Волги маленький город с девятисотлетней историей, древнейший в Нижегородском крае. Во времена становления Руси Городец был важным центром для развития Поволжья, его история сопряжена с именем великого Александра Невского и его властолюбивого и подлого сына Андрея. Несмотря на то что город многократно горел и разрушался, в нем сохранились прекрасные примеры русского деревянного зодчества XIX века. Красивейшие, словно кружевные, резные наличники и прочие декоративные элементы из дерева, созданные местными мастерами, – одна из причин, почему в Городец едут туристы.
Основание города пришлось на XII век. Знания историков опираются на летописи, впервые Городец на Волге был упомянут в Лаврентьевской летописи в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию. Эту версию подтверждают и данные археологических раскопок. Скорее всего, основан город был в период с 1164-го по 1171 год – во времена княжения великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Согласно второй, более сомнительной версии, Городец был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Так или иначе, служил он в качестве крепости и перевалочного пункта для колонизации на северо-восток.
«В 1178 г. был основан Устюг, тогда же или чуть позже – Унжа (упомянута впервые в 1219 г.). Важную роль в основании этих городов сыграл Городец, откуда и шел вверх по Волге, а далее на северо-восток поток переселенцев», – сообщает А.А. Кузнецов в статье «Городец на Волге: от основания до 1238 года».
До наших дней частично сохранился городецкий вал, построенный в XII веке и представлявший собой полукруглую крепость, примыкающую к обрывистому берегу Волги, с тремя линиями укреплений. Деревянная линия давно исчезла, а земляные валы и ров сохранились. Сегодня длина вала составляет 1,5 километра, а ширина основания – 33 метра при высоте насыпи от 9 до 15 метров.
Другое знаковое место Городца – Феодоровский монастырь, основанный в XIII веке, сожженный войском хана Батыя, затем отстроенный и снова разрушенный уже в советские годы. В начале XIII века на этом месте была деревянная часовня, в которой хранилась почитаемая Феодоровская икона Божией Матери – по преданию, ее написал апостол и евангелист Лука, который еще при жизни видел Богоматерь. Во время разорения монастыря икона исчезла и затем была заменена чудотворным списком, то есть копией.
Shutterstock/FOTODOM
В 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери с пределом во имя князя Александра Невского – и не случайно. Очень вероятно, что умер Александр Ярославич именно в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Случилось это 14 ноября 1263 года. Перед смертью, по княжеской традиции, он принял схиму под именем Алексий. Ряд краеведов полагает, что Невский умер в другом Городце – Мещерском (ныне Касимов), но это маловероятно.
После смерти Невского город перешел в удел его третьему сыну Андрею, который был князем Городецким, главой выделенного из состава Суздальского Городецкого княжества со столицей в Городце до своей смерти в 1304 году. В истории Андрей Городецкий остался как человек, который, отчаянно стремясь ко владению Великим княжеством Владимирским, пытался стравить других русских князей, «бегал в Орду» и воевал при помощи татар даже против родного брата Дмитрия.
«Никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского», – так отозвался о нем историк Н.М. Карамзин.
«Как известно, эта борьба вызвала череду опустошительных татарских «ратей» на земли Северо-Восточной Руси, по своему размаху сопоставимых с нашествием Батыя, – объясняет историк Б.М. Пудалов в книге «Русские земли Среднего Поволжья (вторая треть XIII – первая треть XIV в.). – Стремление Андрея стать великим князем владимирским в обход старшего брата Дмитрия Александровича привело к возникновению различных княжеских группировок, враждовавших друг с другом, усилению ордынского влияния на русские дела, изменениям в составе уделов Владимиро-Суздальской земли. Но главное – действия Андрея Александровича положили начало междоусобицам конца XIII – начала XIV вв., во время которых «великий стол» занимался не по родовому старшинству, а по праву сильного, подкрепленному ханским ярлыком».
В отличие от отца, Андрей Александрович был похоронен в Городце, в Михайло-Архангельской церкви. Вообще, вся история Городца показывает, насколько трудным был путь к русской государственности – объединению княжеств и затем сохранению территориальной целостности. Сохранившаяся до нашего времени атмосфера уютно-деревянного провинциального русского города относится в основном к XIX веку. Городец не только устоял, но и активно развивался – могло ли быть по-другому при наличии под боком такой транспортной артерии, как Волга.
«Главной кормилицей городчан испокон веков была матушка-Волга, а также собственное трудолюбие и предприимчивость. Волга играла огромную роль в развитии русской торговли и судоходства. И этим обстоятельством выгодно пользовались местные жители. Городецкие плотники спускали на воду легкие и красивые расшивы (парусные суда, – Прим. ред.), на которых местные «судовщики» подряжались перевозить по Волге дорогие ярмарочные товары. Самые бедные мужики шли в бурлаки – «тянуть лямку», но кому-то из них со временем удавалось самим стать владельцами расшив», – рассказывает в очерке об истории Городца XVII-XX вв. научный сотрудник Городецкого краеведческого музея А.Н. Еранцев.
К концу XVIII века «разжалованный» из города в волостное село Городец стал одним из процветающих торгово-промышленных центров Нижегородской губернии. Помимо судового промысла занимались здесь выделкой кож, крашением и набивкой холста, выпечкой печатных пряников, ковали якоря, гвозди, подковы и сошники. Торговали хлебом, железом, пряжей и деревянными изделиями, которые местные искусные мастера делали в огромном количестве. Известна была Городецкая ярмарка, на которую зимой по субботам съезжалось до семи тысяч человек. В XIX веке в Городце появились два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей, паровая мельница. На средства купцов-благотворителей открылись детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб и прочее.
Shutterstock/FOTODOM
Знаменитая городецкая роспись появилась лишь в 1870-х годах. Задолго до этого славился Городец резчиками по дереву, о чем свидетельствуют нарядные деревянные домики, замысловато, а иногда и с юмором украшенные ажурной резьбой. Одно из таких зданий сегодня занимает музей «Терем русского самовара». В Городце самовары никогда не делали, но чай, судя по всему, пить любили. Коллекция музея насчитывает 453 агрегата. Среди них, к примеру, маленький самовар «Эгоист», какие выдавали офицерам царской армии: его можно было взять в поход и заварить чай буквально за пару минут. Есть в музее и игрушечные самоварчики, и самовар весом 60 килограммов. Особые отзывы гости музея оставляют об экскурсоводах – настоящих энтузиастах, старающихся сохранять уникальность своего города. От них можно узнать, например, что в XVII веке появилась «прабабушка» самовара – самовар-кухня. Она разделена перегородкой на две половины: в одной половине варили суп, а в другой кашу.
Неоготические замки, «пряничный домик» и башня Шухова Красивейшие усадьбы, о которых вы могли не знать
Но и о духовном в Городце никогда не забывали: в XVIII и XIX веках он стал негласной столицей старообрядчества Нижегородской губернии. Была поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец – на том Керженец». Под Рогожей подразумевалось Рогожское кладбище в Москве – духовный центр старообрядческой общины поповского толка. По разрешению императрицы Екатерины II в 1767 году в Городце открыли деревянную часовню, ставшую со временем местной святыней. В 1893 году ее заново отстроил после пожара, уже в камне, старообрядец-миллионер Николай Александрович Бугров. В советское время часовня была разрушена. Когда-то существовала в городе единоверческая Крестовоздвиженская (Духовская) церковь, а на севере современного Городецкого района – старообрядческий монастырь, попавший в зону затопления Горьковского водохранилища.
Кстати, городецкие старообрядцы были прекрасными мастерами глухой резьбы по дереву – это резьба по монолитным лиственным или сосновым доскам. Такими деревянными барельефами обрамляли не только окна, но и двери, ворота, ткацкие станки, детские колыбели и даже корабли. Поскольку вырезали узоры городчане обычными плотницкими топорами, их стиль резьбы по дереву назвали «топориным письмом». В орнаменты часто вплетались изображения различных мифологических существ: русалок, птицы сирин, человекольва – насколько хватало фантазии мастеру.
Shutterstock/FOTODOM
Советская власть уничтожила многое, связанное с верой, но промышленность получила новое развитие. Были реконструированы судоверфь и судоремонтно-механический завод, появились обувная и строчевышивальная фабрика, а также фабрика «Городецкая роспись». К сожалению, традиция «топориного письма» была утеряна.
Со становлением советской власти связан один из интересных музеев Городца – «Дом графини Паниной». Все началось с пикантной истории из жизни Екатерины II, которая, охладев к своему любовнику Григорию Орлову, в качестве отступного пожаловала ему «села городецкого три слободы». Сменилось немало поколений, и во второй половине XIX века имение в Городце вместе с другими имениями и огромным состоянием досталось по наследству Софье Владимировне Паниной. Дело в том, что Панина была женщиной нетрадиционных взглядов, она не одобряла самодержавие и приветствовала революцию, за что получила прозвище «красная графиня». В 1917 году она стала первой в истории России женщиной-министром, заняв во Временном правительстве место министра по социальному обеспечению. Через некоторое время ей все равно пришлось уехать за границу, она скончалась в США в 1956 году.