В базе Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина – 600 моделей. Это – натурщики. Час работы – 130 рублей. Обнаженная натура оценивается дороже – 200 рублей. Но учиться рисовать человеческое тело будущие художники должны только с натуры. В зависимости от целей, можно найти любой типаж. Женщины и мужчины, молодые и пенсионеры, полные и худые. К своей работе каждый относится серьезно. Опытный натурщик знает, как тяжело иногда ничего не делать, но все равно любит свою работу.
Оглавление
Работа, которая помогает телу
В XIX веке в классические академии Парижа, Вены и Петербурга отбор в натурщики был жесточайший. Проходили только кандидаты с идеальной фигурой, и платили им уже тогда соответственно. Чаще всего золотом, иногда даже больше, чем преподавателям.
Антон Кабаков позирует уже 5 лет. Как и многие, он пришел сюда студентом. Сам заканчивал учиться, нужны были деньги. Узнал, что в Академии ищут натурщиков. Теперь его лицо – на сотнях картин. Парень уже умеет профессионально не двигаться. Говорит, в первую очередь, надо размяться.
«В основном разминка подразумевает под собой растяжки и какие-то легкие, разогревающие упражнения. Махи ногами, руками. Обычная разминка, как на уроке физкультуры», – рассказывает натурщик Антон Кабаков.
Позировать приходится по несколько часов. 45 минут работаешь, 15 минут отдыхаешь. Во время перерыва, говорит натурщик, важно как можно больше ходить, чтобы в будущем не возникло проблем с кровообращением. Если хочешь оставаться в профессии – надо держать себя в форме. Бывают тут такие задачи, которые осилит не каждый.
«Меня направили в мастерскую, чтобы подменить другого натурщика, который отказался позировать. Там была очень сложная сидящая закрученная поза. Натурщик сидел на стуле, который стоял на ящиках, которые стояли на движущемся подиуме», – говорит натурщик.
Но за это и полюбил свою работу. Здесь, признается Антон, он укрепляет тело и развивает волю.
Работа, которая помогает душе
Натурщика Игоря Миронова знают все в академии. Ему 57, из них 6 лет мужчина позирует. По образованию – режиссер массовых мероприятий, по призванию – поэт. На этой работе сочинять можно сколько угодно.
«Ты можешь погружаться в свои мысли и записывать их. Можно с диктофона это делать. Это позволяет тебе те поймать те поэтические строчки, а потом уже начинать их обрабатывать», – рассказывает натурщик Игорь Миронов.
Самые удачные стихи читает вслух. Говорит, помогает взбодриться и студентам, и ему.
«Пара начинается в 9.30 утра, отчаянно хочется спать. Ну, они не могут рисовать спящих, толкают: «Не спать, не спать!» . Поэтому надо что-то делать, а что можешь делать сидя на стуле? Вот я и придумал», – говорит Игорь Миронов.
У натурщиков все официально – договор с мастерской, почасовая оплата. Но все равно, желающих не много, моделей не хватает. Чтобы помочь академии, Игорь придумал проект «поэты для портретов».
«Мастерской первого курса надо было голых рисовать, а денег у них не было. А поэту важно, чтобы были слушатели. И мы это соединили. Поэты стали приходить, читать свои стихи, а художники рисовать их. Все довольны», – говорит натурщик.
Он был уже и Архимедом, и Сократом, и даже держал Землю в образе Атланта. Богатый опыт работы научил – нужно наладить контакт с тем, кто тебя рисует или лепит. Иногда Игорь может даже помочь автору.
«Я же привык себя видеть и таким, и сяким. И кривоногим уродцем себя видел. А бывает, понимаешь, что работа хорошая, но слегка там что-то не так. И ты можешь сказать осторожно и мягко конечно: «Мое дело со стороны, но вот здесь меня что-то настораживает, проверь пропорции…» – говорит Игорь Миронов.
На подиуме перед студентами становишься ответственнее, считает мужчина. На каждый проект по учебной программе отведено определенное время. И если модель не опаздывает, позирует столько, сколько с ним договаривались – растет качество картин и мастерство учеников.
Работа, которая помогает художникам
Татьяне Николаевне – 71 год, у нее 5 внуков. Но это не мешает вдохновлять целую аудиторию. Художников из-за разницы в возрасте называет «детки мои». Для них она не просто живой манекен. Когда позирует, подбадривает самых старательных.
«Те ребята, которых я когда-то хвалила, теперь все педагоги. Они ходили сверхурочно писать там, где я еще позировала. Это ребята, которые постоянно стремятся совершенствоваться!» – говорит натурщица Татьяна.
По другую сторону мольберта – первокурсница Софья Стяжкина. Уже знает, что научиться рисовать человека можно только с натуры. Художник должен понимать, как работают мышцы. Как они выглядят, когда напряжены или расслаблены.
«Натура слегка двигается. Если суметь наработать навык, когда ты сможешь легко передать характер, движения в своей работе, то этого много стоит», – рассказывает студентка Академии художеств имени Ильи Репина Софья Стяжкина.
Но признается, сама позировать не смогла бы. Просто не высидит столько времени. Эту профессию считает очень сложной.
Работа, которая помогает натурщикам
Большинство натурщиков в академии – люди творческие. Музыканты, актеры, писатели. Кто-то ушел на пенсию, кому-то не удалось реализоваться в своем ремесле. Но они не оставили искусство и хотя бы 40 часов в неделю помогают ему как могут.
Иван Горбатов